Стихотворный размер
Стихотво́рный разме́р, форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка.
В силлабическом стихосложении стихотворный размер определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих), в тоническом стихосложении – числом ударений (3-ударный стих, 4-ударный стих), в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении – метром и числом стоп (3-стопный ямб, 4-стопный дактиль). В двух последних системах стихосложения обычно различаются понятия: метр (определяющий ритмическое строение стиха, например ямб), стихотворный размер (определяющий длину стиха, например 4-стопный ямб) и разновидность стихотворного размера (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями). Однако эта терминология не вполне установилась («метр» и «стихотворный размер» употребляются и как синонимы).
Различные стихотворные размеры по-разному соотносятся с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с её интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объёмом речевого колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в русской поэзии стихотворные размеры с длиной строки в 8–9 слогов (4-стопные хорей и ямб, 3-стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие стихотворные размеры звучат отрывисто, более длинные – торжественно и плавно. Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение отдельных стихотворных размеров к тем или иным жанрам и темам. В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных стихотворных размеров в истории русской поэзии менялась. В силлабической поэзии 17–18 вв. господствовали размеры 11-сложник и 13-сложник. В силлабо-тонике 18 в. господствовали 6-стопный ямб, 4-стопный ямб, вольный ямб и 4-стопный хорей. В 1-й половине 19 в. постепенно осваиваются 5-стопный ямб и 3-сложные размеры. Со 2-й половины 19 в. около четверти всей лирики пишется 4-стопным ямбом, четверть – остальными ямбическими стихотворными размерами, четверть – хореями, четверть – 3-сложными размерами. В 20 в. в употребление входят дольник и другие чисто-тонические размеры, но основные пропорции групп остаются прежними.