#Стихотворные размеры
Стихотворные размеры
Тег

Стихотворные размеры

Стихотворные размеры
Найденo 5 статей
Термины
Онегинская строфа
Оне́гинская строфа́, стро­фа из 14 сти­хов 4-стоп­но­го ям­ба с риф­мов­кой АбАб ВВгг ДееД жж (про­пис­ные бу­к­вы – жен­ские риф­мы, строч­ные – муж­ские), соз­дан­ная А. С. Пуш­ки­ным для ро­ма­на в сти­хах «Ев­ге­ний Оне­гин». Обыч­но пер­вое 4-сти­шие в онегинской строфы выдвигает очередную те­му стро­фы, вто­рое – раз­ви­тие, третье – куль­ми­на­цию, дву­сти­шие – кон­цов­ку. Это слож­ное строе­ние де­ла­ет онегинскую строфу как бы «сти­хо­тво­ре­ни­ем в сти­хо­тво­ре­нии», по­это­му онегинская строфа при­ме­ня­ет­ся поч­ти ис­клю­чи­тель­но в по­этических жан­рах с мно­гопла­но­вым раз­ви­ти­ем сю­же­та и ли­рических от­сту­п­ле­ний. Все позд­ней­шие слу­чаи онегинской строфы в русской по­эзии («Там­бов­ская ка­зна­чей­ша» М. Ю. Лер­мон­то­ва, 1838; «Мла­ден­че­ст­во» Вяч. И. Ива­но­ва, 1918, и др.) опи­ра­ют­ся на ас­со­циа­ции, свя­зан­ные с пуш­кин­ским сти­хом.
Литература
Термины
Стихотворный размер
Стихотво́рный разме́р, форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов, в тоническом стихосложении – числом ударений, в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении – метром и числом стоп. В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных стихотворных размеров в истории русской поэзии менялась.
Литература
Термины
Анапест
Ана́пест (от греч. ἀνάπαιστος, буквально – отражённый назад; стихотворный размер обратный дактилю), в античном стихосложении – стопа из 4 мор строения ∪∪ – ; употреблялась в маршевых лирических песнях. В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на 3-м; сильное место заполняется обязательно-ударным, слабые – безударными слогами (∪∪∪́). На 1-м слоге строки часто стоит сверхсхемное ударение. В немецком и английском стихе употребляется обычно вперемежку с амфибрахием (реже – с дактилем), в русском стихе начиная с 19 в. – в чистом виде. Самые частые размеры – 3-стопный («Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу…» – «Тройка» Н. А. Некрасова, 1846), 4-стопный («Не гуля́л с кистене́м я в дрему́чем лесу́…» – «Огородник» Некрасова, 1846) и их чередование.
Литература
Термины
Амфибрахий
Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς, буквально – с обеих сторон краткий), в силлабо-тоническом стихосложении метр, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется обязательно ударным слогом, слабые – безударными (– –ʹ –). В русской поэзии употребителен с начала 19 в. Самые частые виды амфибрахия – 4-стопный [«Гляжу́, как безу́мный, на чёрную шáль…» – «Чёрная шаль» (1820) А. С. Пушкина], 3-стопный [«По си́ним волнáм океáна…» – «Воздушный корабль» (1840) М. Ю. Лермонтова] и их чередование [«Песнь о вещем Олеге» (1822) А. С. Пушкина].
Литература