#Стихотворные размерыСтихотворные размерыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСтихотворные размерыСтихотворные размерыНайденo 5 статейТерминыТермины ЯмбЯмб, 1) в метрическом стихосложении – стопа из трёх мор, состоящая из краткого и долгого слогов (∪ – ; с различными заменами); 2) в силлабо-тоническом стихосложении – метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно (х), слабое – только безударно (∪, с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно-ударно (∪´); схема ∪ –∪ –∪ –...∪´.Термины Онегинская строфаОне́гинская строфа́, строфа из 14 стихов 4-стопного ямба с рифмовкой АбАб ВВгг ДееД жж (прописные буквы – женские рифмы, строчные – мужские), созданная А. С. Пушкиным для романа в стихах «Евгений Онегин». Обычно первое 4-стишие в онегинской строфы выдвигает очередную тему строфы, второе – развитие, третье – кульминацию, двустишие – концовку. Это сложное строение делает онегинскую строфу как бы «стихотворением в стихотворении», поэтому онегинская строфа применяется почти исключительно в поэтических жанрах с многоплановым развитием сюжета и лирических отступлений. Все позднейшие случаи онегинской строфы в русской поэзии («Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова, 1838; «Младенчество» Вяч. И. Иванова, 1918, и др.) опираются на ассоциации, связанные с пушкинским стихом.Термины Стихотворный размерСтихотво́рный разме́р, форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов, в тоническом стихосложении – числом ударений, в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении – метром и числом стоп. В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных стихотворных размеров в истории русской поэзии менялась.Термины АнапестАна́пест (от греч. ἀνάπαιστος, буквально – отражённый назад; стихотворный размер обратный дактилю), в античном стихосложении – стопа из 4 мор строения ∪∪ – ; употреблялась в маршевых лирических песнях. В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на 3-м; сильное место заполняется обязательно-ударным, слабые – безударными слогами (∪∪∪́). На 1-м слоге строки часто стоит сверхсхемное ударение. В немецком и английском стихе употребляется обычно вперемежку с амфибрахием (реже – с дактилем), в русском стихе начиная с 19 в. – в чистом виде. Самые частые размеры – 3-стопный («Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу…» – «Тройка» Н. А. Некрасова, 1846), 4-стопный («Не гуля́л с кистене́м я в дрему́чем лесу́…» – «Огородник» Некрасова, 1846) и их чередование.Термины АмфибрахийАмфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς, буквально – с обеих сторон краткий), в силлабо-тоническом стихосложении метр, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется обязательно ударным слогом, слабые – безударными (– –ʹ –). В русской поэзии употребителен с начала 19 в. Самые частые виды амфибрахия – 4-стопный [«Гляжу́, как безу́мный, на чёрную шáль…» – «Чёрная шаль» (1820) А. С. Пушкина], 3-стопный [«По си́ним волнáм океáна…» – «Воздушный корабль» (1840) М. Ю. Лермонтова] и их чередование [«Песнь о вещем Олеге» (1822) А. С. Пушкина].