Метрическое стихосложение
Метри́ческое стихосложе́ние, квантитативное стихосложение (от лат. quantitas – количество), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по времени произношения (изохронизм), достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.
Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение (хотя бывают исключения: например, чешский язык, в котором есть значимая долгота, не принял метрического стихосложения, а тюркские языки, в которых нет долготы, приняли). Наибольшее развитие метрическое стихосложение получило в античном стихосложении, в арабском и персидском аруде, в санскритском джати; по некоторым предположениям, оно свойственно также и финскому, и классическому китайскому стихосложению.
В основе метрического стихосложения лежит измерение стиха условными временными единицами – морами, объединяемыми в такты (стопы и группы стоп); обычно краткий слог считается равным одной море, долгий – двум (реже нескольким) морам. Строго говоря, следует различать чисто метрическое стихосложение, в котором задан только временной объём такта, заполняемого любыми укладывающимися в него сочетаниями слогов, и силлабо-метрическое стихосложение, в котором внутри тактов различаются слоговые позиции, допускающие одни варианты заполнения и не допускающие другие.
И чисто метрическое, и силлабо-метрическое стихосложения сосуществуют в санскритской поэзии («матра-чанда» и «акшара-чанда») и в античной поэзии (стих песенной лирики и стих речитативного эпоса, драмы, элегии, ямба). Древнегреческие теоретики, которым это казалось противоречием, стремились описать и тот и другой стих в терминах только или чистой метрики («мусическая теория»), или силлабо-метрики («ритмическая теория»). Филологи 19 в. в своих взглядах на метрическое стихосложение следовали первому подходу: считалось, что в древнейшем народном творчестве слово целиком подчинено музыке и что через эту стадию естественно проходят стихосложения всех народов. Филологи 20 в. держались ближе ко второму подходу: данные сравнительного стиховедения позволяют думать, что метрическое стихосложение развилось из силлабического стихосложения – сперва в конце силлабического стиха, предупреждая о стихоразделе, некоторые слоговые позиции стали заполняться преимущественно долгими или преимущественно краткими слогами (в ведийских стихотворных размерах), потом эта нормализация распространилась на большинство позиций в стихе (в эолийских размерах греческой лирики), и лишь потом возник принцип «долгий слог равен двум кратким» и выработалась система замен (в ионийском гекзаметре и позднейших размерах). И наоборот, на исходе своего развития, когда в греческом и латинском языках долгота и краткость перестали быть смыслоразличительными, их метрическое стихосложение переходит в силлабическое стихосложение византийской и романской поэзии. Однако высокий авторитет античной поэзии вызвал в 16–17 вв. и позднее ряд попыток ввести метрическое стихосложение и в новоязычную европейскую поэзию (Э. Спенсер, Ж.-А. де Баиф, К. Геснер, Мелетий Смотрицкий).