Станович Кит
Ста́нович Кит (Кейт Станович; Keith Stanovich) (род. 13.12.1950, Янгстаун, штат Огайо, США), канадский психолог, почётный профессор прикладной психологии и развития человека в Университете Торонто. Сферы научного интереса – психология мышления, психология чтения, рациональность.
Ввёл термин «дизрационалия» (dysrationalia; Stanovich. 1993) – неспособность мыслить рационально при адекватном уровне интеллекта.
В 1973 г. получил степень бакалавра психологии в Университете штата Огайо, а в 1977 г. – степень доктора философии в области психологии в Мичиганском университете. Свою карьеру начал в качестве ассистента профессора психологии в Оклендском университете (1977–1982).
Работал заместителем редактора журнала Merrill-Palmer Quarterly с 1986 по 2000 гг. Был членом редколлегии в 19 научных изданиях. Входит в редколлегию журналов Thinking and Reasoning (с 2000) и Developmental Review (с 2001).
Кит Станович является членом Американской психологической ассоциации, Американского психологического общества (American Psychological Society), Международной академии исследования проблем обучения (International Academy for Research in Learning Disabilities). Также он является учредителем Общества научного изучения чтения (Society for the Scientific Study of Reading), Комитета по скептическим расследованиям (Committee for Skeptical Inquiry). Был членом Комитета по предотвращению трудностей чтения у детей раннего возраста (Committee on the Prevention of Reading Difficulties in Young Children) Национального исследовательского совета / Национальной академии наук (National Research Council / National Academy of Sciences).
Опубликовал 9 книг, 5 эссе и более 200 научных работ. Переведена на русский язык: «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей» (What Intelligence Tests Miss: The Psychology of Rational Thought; Станович. 2016). Эта книга в 2010 г. была удостоена премии Громайера (Grawemeyer Award) в области образования. Автор критикует тесты интеллекта: они не измеряют рациональное мышление, даже умный человек может совершать иногда глупые поступки. Тесты интеллекта отражают уровень овладения только некоторыми когнитивными способностями, но не учитывают «рациональные» навыки вынесения суждений и принятия решения, которые как раз и определяют успешность человека. Большое внимание в книге Станович уделяет когнитивным ошибкам, которые лежат в основе иррационального мышления. Станович предлагает разработать коэффициент рациональности (RQ) в дополнение к коэффициенту интеллекта (IQ).
На русский язык переведена статья «Преодолевая экономию когнитивной обработки: распознавание, подавление и способы мышления» (Станович. Преодолевая экономию ...). Ошибки в задачах на эвристики и когнитивные ошибки происходят из-за неполадок в работе трёх характеристик рационального мышления: распознавания, подавления и способах мышления. Среди типов ошибок мышления Станович выделяет: 1) экономию когнитивной обработки (опора на систему 1; сбой в подавлении; опора на последовательное ассоциативное познание с фокальными искажениями); 2) проблемы способов мышления (пробелы в способе мышления; спутанный способ мышления).
Согласно сервису Google Scholar, его статья про эффект Матфея (Stanovich. 1986) была процитирована около 10 тыс. раз. Эффект Матфея описывает закономерность в неравномерном распределении благ (сторона, уже обладающая благами, со временем только увеличивает их количество, а сторона без достаточного количества благ оказывается в ещё большем отрыве от другой стороны). Станович рассмотрел эффект в контексте обучения. Дети, которые быстрее и успешнее осваивают навык чтения, быстрее осваивают и другие навыки. Именно это в дальнейшем создаёт сильный разрыв между успевающими и неуспевающими детьми в обучении.
Кит Станович – обладатель множества научных наград, среди которых:
премия Алберта Дж. Харриса (Albert J. Harris Research Award) от Международной ассоциации чтения (International Reading Association) (1988, 1992);
избрание в Читальный зал славы (1995);
премия Оскара Козея (Oscar S. Causey Award) за вклад в исследования от Национальной конференции по чтению (National Reading Conference) (1996);
награда за выдающийся научный вклад (Distinguished Scientific Contribution Award) от Общества научного изучения чтения (2000);
премия Э. Л. Торндайка за карьерные достижения (E. L. Thorndike Career Achievement Awards) от Американской психологической ассоциации (2012);
стипендия за исключительный научный или академический вклад в исследования в области образования или значительный вклад в эту область путём развития исследовательских возможностей и условий от Американской ассоциации исследований в области образования (2013).