Сплаттерпанк
Спла́ттерпа́нк (сплэттерпанк; англ. splatterpunk, от splatter – брызги и punk – панк), поджанр хоррора в литературе и кино. Основные характеристики: чрезмерное графическое насилие (в том числе сексуальное), изображение телесных увечий, обилие крови и сцены сексуального характера. Возник и распространился в 1980-х гг. Автор термина – писатель и сценарист Д. Дж. Шоу, который сам работает в данном поджанре.
Изначально слово «сплаттерпанк» применяли, чтобы описать новое течение в хоррор-литературе, затем оно распространилось на кинематограф. По словам писателя Л. Персона, когда термин только возник, чаще всего им описывали два произведения: «Книги крови» («Books of Blood», 1984–1985) К. Баркера и роман «Вампирский узел» («Vampire Junction», 1984) С. П. Сомтоу (Person. 1988).
Употребив это слово, Шоу сделал отсылку к киберпанку. Впоследствии термин вызвал много дискуссий. Тем не менее «изобретение» поджанра стало удачным рекламным ходом (Morton. 2016). Телевизионный критик К. Такер отмечал, что сплаттерпанк – это «насмешка» над киберпанком. Также в рамках поджанра происходит соединение сплэттер-фильмов и панк-рока (Tucker. 1991). Музыкальные композиции этого жанра часто используются в сплаттерпанк-фильмах.
В произведениях, относимых к поджанру, авторы часто обращаются к таким темам, как наркотики, религиозный фанатизм, порнография и др. Журналисты Б. Пасторелла и Ш. Д. Кин отмечают, что словом «сплаттерпанк» обозначается также движение, суть которого – отказ от тем и стилистики готической литературы и историй о призраках и обращение к «новым» героям, часто к представителям маргинальных групп или обывателям (Pastorella. 2019).
Писатель П. М. Саммон собрал две антологии, в которые вошли рассказы в поджанре сплаттерпанк. В книги включены, например, произведения П. З. Брайта [«Ксенофобия» («Xenophobia», 1990)], Дж. Скиппа [«Фильм в одиннадцать» («Film at Eleven», 1988)], Н. Коллинз [«Чокнутый» («Freaktent», 1990), «Громкие слова» («Rant», 1990)], Дж. Р. Лансдейла [«Ночь, в которую они пропустили шоу ужасов» («Night They Missed the Horror Show», 1988)], К. Коджа [«Непостоянные милости» («Impermanent Mercies», 1991)] и др.
К фильмам, снятым в поджанре сплаттерпанка, относятся франшизы «Восставший из ада» («Hellraiser», 1987–2018), «Хостел» («Hostel», 2005–2011), фильмы «Книга крови» («Book of Blood», 2009, режиссёр Дж. Харрисон), «Книги крови» («Books of Blood», 2020, режиссёр Б. Брага) и др. Писатели часто принимают участие в создании сценариев известных хоррор-фильмов. Например, Дж. Скипп и его постоянный соавтор К. Спектор работали над сценарием к фильму «Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна» («A Nightmare on Elm Street 5: The Dream Child», режиссёр С. Хопкинс, 1989), а Д. Дж. Шоу разрабатывал сюжет приквела «Техасская резня бензопилой: Начало» («Texas Chainsaw Massacre: The Beginning», режиссёр Дж. Либесман, 2006).