Гидравлическая передача
Гидравли́ческая переда́ча (гидропередача), устройство, в котором механическая энергия и движение с заданными усилиями (крутящими моментами) и скоростью (частотой вращения) передаются с помощью рабочей жидкости с преобразованием параметров. В качестве рабочей жидкости в гидравлической передаче обычно используют минеральные масла или синтетические жидкости. В зависимости от назначения различают гидравлическую передачу для преобразования или передачи механической энергии (гидросиловые передачи) и для преобразования движения с целью автоматизации управления. По принципу действия гидравлические передачи разделяют на объёмные (гидростатические) и гидродинамические.
Объёмные гидропередачи (возвратно-поступательного, возвратно-поворотного и вращательного движения) работают за счёт гидростатического напора жидкости. Они состоят из объёмного насоса (реже – гидравлического аккумулятора), объёмного гидравлического двигателя, резервуара для рабочей жидкости и магистральных трубопроводов. Начало промышленного применения объёмных передач можно отнести к 1795 г., когда был изобретён гидравлический пресс. В конце 19 – начале 20 вв. гидравлические передачи начали использовать на судах ВМФ для поворота орудийных башен. К 1920–1930-м гг. относится начало применения объёмных гидравлических передач в металлорежущих станках.
Гидродинамические передачи (гидромуфты и гидротрансформаторы) служат для бесступенчатого изменения передаваемого от двигателя крутящего момента или частоты вращения вала. Они состоят из лопастных насоса и турбины с общей рабочей полостью, в которой крутящий момент передаётся от одного лопастного колеса к другому за счёт изменения момента количества движения рабочей жидкости. Гидродинамическая передача была предложена в начале 20 в. в виде соосно расположенных центробежного насоса и турбины. Гидравлическая передача может быть объединена с зубчатой передачей так, что движение будет передаваться от ведущего вала либо гидропередачей, либо зубчатой передачей, либо обеими одновременно. Такие гидравлические передачи, называемые гидромеханическими, служат для передачи больших мощностей и обеспечивают бо́льшие, по сравнению с обычными гидравлическими передачами, пределы регулирования.
Гидравлическая передача обладает износоустойчивостью, легко регулируется, предохраняет механизмы от перегрузки и поэтому применяется на теплоходах, тепловозах, автомобилях, самолётах, в станках и машинах-орудиях, в приводах дорожно-строительных машин, компрессоров, вентиляторов, насосов и др.