«Система трансцендентального идеализма»
«Систе́ма трансцендента́льного идеали́зма» («System des transzendentalen Idealismus»), трактат Ф. В. Шеллинга, в котором он излагает свою версию трансцендентальной философии как одной из двух, наряду с натурфилософией, основных наук философии.
История создания и структура
Труд написан Шеллингом на основе его курса по трансцендентальной философии, который он читал в университете г. Йена, начиная с зимнего семестра 1798/1799 учебного года. Трактат вышел в свет в апреле 1800 г. в Тюбингене.
«Система трансцендентального идеализма» состоит из предисловия, введения, шести главных разделов и общих замечаний ко всей системе в целом. Судя по предисловию, цель работы состоит в том, чтобы «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания…» (Шеллинг. 1987. С. 228). Она достигается за счёт того, что все части философии излагаются здесь в единой последовательности. Сама же философия предстаёт здесь в качестве непрерывной истории самосознания.
Основные идеи
Во введении определяются ключевые термины трансцендентального идеализма: знание (единство субъективного и объективного), истина (совпадение представлений с соответствующими предметами), природа (совокупность всего объективного), Я, или интеллигенция (совокупность всего субъективного), и др. Утверждается также, что для развития философской науки есть две и только две возможности: 1) за исходное берётся объективное, и объясняется, как к нему присоединяется субъективное; 2) за исходное берётся субъективное, и объясняется, как к нему присоединяется объективное. Первый путь – это путь натурфилософии, второй – трансцендентального идеализма. Они объявляются двумя основными науками философии, которые должны дополнять друг друга – так, что одна начинает там, где заканчивает другая. Методологически трансцендентальная философия «необходимо должна начинаться с общего сомнения в реальности объективного» (Шеллинг. 1987. С. 235). Это позволит ей исключить «абсолютное предубеждение», состоящее в уверенности в том, что вне нас существуют вещи.
1-й главный раздел называется «О принципе трансцендентального идеализма». Здесь отмечается, что принцип философии может быть только таким, что в нём содержание обусловлено формой, а форма – содержанием. В ходе дедукции этого принципа обнаруживается, что «безусловно я знаю лишь то, знание чего обусловлено только субъективным…» (Шеллинг. 1987. С. 251). Но поскольку всякое знание может быть только совпадением субъективного и объективного, то нужно «найти точку, где субъект и объект непосредственно едины» (Шеллинг. 1987. С. 254). В этой точке представляющее должно быть представляемым, а созерцающее – созерцаемым. Такой точкой может быть исключительно самосознание.
2-й главный раздел озаглавлен «Общая дедукция трансцендентального идеализма». Возможность такового укоренена в положении, согласно которому «посредством акта самосознания Я становится объектом для самого себя» (Шеллинг. 1987. С. 267). В нём содержатся два положения: 1) Я есть объект только для самого себя, но не для чего-либо внешнего; 2) Я становится объектом, а значит, оно не есть изначально объект. Вместе с тем Шеллинг показывает, что в исходном самосознании всегда уже имеют место ограниченная и неограниченная деятельности, что обусловливает возможность распадения философии на теоретическую и практическую.
3-й главный раздел носит название «Система теоретической философии согласно принципам трансцендентального идеализма». В этом разделе Шеллинг предпринимает дедукцию абсолютного синтеза, содержащегося в акте самосознания. Само Я есть единство ограничивающей и ограниченной деятельностей. Самосознание же предстаёт в качестве акта их синтеза, достигаемого в ходе борьбы друг с другом. Самосознание – это акт, посредством которого для Я положено всё. Дальнейшая задача теоретической философии состоит в дедукции промежуточных звеньев такого синтеза. Эта дедукция заключается в прослеживании эпох в истории борьбы этих двух деятельностей, т. е. основных эпох истории самосознания. Поэтому «философия является историей самосознания, проходящего различные эпохи…» (Шеллинг. 1987. С. 283). В «Системе трансцендентального идеализма» выделяются следующие эпохи такой истории: 1) от изначального ощущения до продуктивного созерцания; 2) от продуктивного созерцания до рефлексии; 3) от рефлексии до абсолютного акта воли. Достижение воли как самоопределения интеллигенции позволяет перейти к практической философии.
4-й главный раздел носит название «Система практической философии согласно принципам трансцендентального идеализма». В задачи этой философии входит объяснение: 1) посредством чего воление вновь становится объективным для Я; 2) как само Я может осознавать гармонию между субъективным и объективным. В таком контексте наибольший интерес представляют рассмотрение Шеллингом проблемы всеобщего правового строя и его возникновения, а также набросок основанной на принципах практической трансцендентальной философии идеи философии истории. Основная особенность истории, согласно Шеллингу, «заключается в том, что она должна отражать свободу и необходимость в их соединении и сама возможна лишь посредством этого соединения» (Шеллинг. 1987. С. 456).
5-й главный раздел озаглавлен «Основные положения телеологии согласно принципам трансцендентального идеализма». Шеллинг вводит проблематику телеологии, чтобы объяснить связь свободы и необходимости, соответственно, сознательности и бессознательности в самом Я, а стало быть, обосновать взаимосвязь теоретической и практической философии в нём. Указывается, что «совпадение сознательной и бессознательной деятельностей может быть выявлено лишь в таком продукте, который целесообразен, не будучи создан целесообразно» (Шеллинг, 1989. С. 468). Трансцендентальный идеализм показывает, что такой конституцией обладает природа, которая проявляет себя в качестве целесообразного продукта, но при этом не является целесообразной по своему продуцированию. Впрочем, природа с её «механической целесообразностью» может явить изначальное тождество сознательной и бессознательной деятельности, но не как такое, «последнее основание которого находится в самом Я» (Шеллинг. 1987. С. 471). Это побуждает в рамках трансцендентального идеализма перейти к философии искусства.
6-й главный раздел назван «Дедукция основного органона философии, или основные положения философии искусства согласно принципам трансцендентального идеализма». Искомым в нём является заключённое «в самой интеллигенции… такое созерцание, посредством которого Я в одном и том же явлении для самого себя сознательно и бессознательно одновременно, и только посредством такого созерцания мы как бы полностью выводим интеллигенцию из самой себя…» (Шеллинг. 1987. С. 471). В нём «должно быть объединено то, что существует раздельно в явлении свободы и в созерцании продукта природы, а именно тождество сознательного и бессознательного в Я и сознание этого тождества» (Шеллинг. 1987. С. 472). Только такое созерцание сможет дать окончательное решение основной проблеме трансцендентальной философии: объяснить единство субъективного и объективного, исходя из абсолютно субъективного. Им является эстетическое созерцание, а предметом его – продукт гениальности, или произведение искусства. Произведение искусства представляет собой единство сознательной (искусность, которой можно научиться) и бессознательной (поэзия как свободный дар природы) деятельностей. Для такого произведения характерны: 1) бессознательная бесконечность, т. е. невозможность дать подлинно гениальному произведению искусства конечное число истолкований, 2) чувство бесконечного удовлетворения, «покой и величавая тишина» (Шеллинг. 1987. С. 478), 3) красота, понятая как бесконечное, выраженное в конечном. Эстетическое созерцание Шеллинг трактует как «лишь объективировавшееся трансцендентальное», а потому «искусство есть единственно истинный и вечный органон, а также документ философии, который беспрестанно всё вновь подтверждает то, чего философия не может дать во внешнем выражении, а именно наличие бессознательного в его действовании и продуцировании и его изначальное тождество с сознательным» (Шеллинг. 1987. С. 484). Он утверждает, что «только искусство может придать общезначимую объективность тому, что философ способен изобразить лишь субъективно…» (Шеллинг. 1987. С. 485). В разделе «Общие замечания ко всей системе в целом» Шеллинг ещё раз в конспективном виде повторяет основные этапы истории самосознания на пути к осознаваемому тождеству сознательной и бессознательной деятельностей в нём.
Влияние
Выход в свет «Системы трансцендентального идеализма» обозначил поворот трансцендентальной философии с того пути, на который её вывел И. Г. Фихте, хотя здесь ещё сохраняются многие тропы его мышления. Ознакомившись с этим текстом Шеллинга, Фихте заявил, что «у Шеллинга, очевидно, иное понятие о трансцендентальном идеализме, чем у меня» (цит. по: Шеллинг. 1987. С. 601). К новшествам Шеллинга можно отнести включение проблематики телеологии природы и философии искусства в трансцендентальную философию, утверждение параллелизма трансцендентальной истории самосознания формам природы, больший акцент на телеологию развёртывания самой трансцендентальной философии, больший систематический охват и более обоснованное единство философской проблематики. Сам Шеллинг одним из главных своих достижений в трактате считал введение истории в порядок трансцендентальной философии, а именно трансцендентальной истории, т. е. истории самосознания в его прихождении к самому себе (Шеллинг. 1989. С. 467). Трактат, особенно в своей эстетической части, оказал серьёзное влияние на современную философию, прежде всего на романтическую мысль, причём не только в немецких землях, но и за рубежом, например в Англии, в частности, на С. Т. Колриджа. Не вызывает также сомнения его воздействие на дальнейшее развитие послекантовского идеализма. Прежде всего, в шеллинговском трансцендентальном идеализме, который сам его автор характеризовал в качестве «одиссеи духа» (Шеллинг. 1987. С. 484), можно видеть предвосхищение феноменологии духа Г. Ф. В. Гегеля. Впрочем, сам Гегель считал, что «это произведение написано в фихтевском духе», хотя вместе с тем в нём Шеллинг излагает «духовную сторону» философии (мораль и государство), «следуя чисто кантовским основоположениям» и «не идёт дальше философии права Канта» (Гегель. 1935. С. 487). Трактат Шеллинга не потерял своей актуальности и для современной философии, например в сфере теории субъективности, эпистемологических проблем, связанных с созерцанием, теории бессознательного и философии искусства. В последних двух случаях можно указать на то, как в своей теории эстетического феномена использует учение Шеллинга о сознательном и бессознательном О. Беккер (см. Беккер. 2014. С. 149–162).