Силверстайн Майкл
Си́лверстайн Майкл (Майкл Силверстин; Michael Silverstein) (12.9.1945, Бруклин, Нью-Йорк – 17.7.2020, Чикаго), американский языковед, лингвистический антрополог и социолингвист, способствовал развитию исследований языка в культуре и обществе.
Биография
Учился в Гарвардском колледже в Кембридже, штат Массачусетс, где в 1965 г. получил степень бакалавра романского языкознания. Продолжил обучение в Гарвардском университете, где учился у Р. О. Якобсона, Э. Хаугена и других специалистов в разных сферах лингвистики и социолингвистики. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию, посвящённую проблемам исторической реконструкции пенутийских языков Калифорнии. Осенью 1970 г. Силверстайна пригласили в Чикагский университет преподавать курс «Язык в культуре». Он читал этот курс, постоянно дорабатывая и переорганизовывая программу, последующие пятьдесят лет, до 2020 г., повлияв на многие поколения антропологов, языковедов, психологов и представителей прочих академических дисциплин.
Научная работа
Начиная с 1966 г. Силверстайн неоднократно проводил продолжительные лингвистические и этнографические полевые исследования на северо-западе США, посвящённые верхнешинукскому языку (относится к шинукской семье индейских языков). Работал в индейских резервациях Якама (штат Вашингтон) и Уорм-Спрингс (штат Орегон). По итогам написал ряд работ, опираясь на полученный опыт и труды своих предшественников, американских антропологов и языковедов, интересовавшихся чинуками, – Ф. Боаса, Э. Сепира и др. В 1970-х гг. Силверстайн проводил социально-антропологическую и лингвистическую полевую работу в Австралии, в северной части региона Кимберли (штат Западная Австралия). В статье «Иерархия признаков и эргативность» (Silverstein. 1976) Силверстайн, исследуя «расщепление» падежной системы эргативных языков, связал австралийский материал с североамериканским. По мнению языковеда Р. Мура, в прошлом студента Силверстайна, эта работа, одна из самых читаемых, является значительным вкладом Силверстина в лингвистику (Moore. 2021. Р. 495).
В 1976 г. была опубликована другая впоследствии широко цитируемая статья – «Шифтеры, лингвистические категории и описания культуры» (Silverstein. 1976). Силверстайн активно применяет в отношении лингвистического материала семиотику Ч. С. Пирса, находясь под влиянием Якобсона. Развивая идеи Якобсона о метаязыковой функции языка (когда язык становится средством для описания и толкования самого себя), Силверстайн ввёл понятие метапрагматической функции (Silverstein. 1993). Термин определяет то, каким образом язык используется для описания прагматических функций лингвистических форм, того, как «на месте», в конкретной ситуации коммуникации, демонстрируются или устанавливаются определённые типы социальных контекстов, указывающих на относительный статус участников взаимодействия.
Пересечение культурного, лингвистического и социального оказывается также в фокусе исследования языковых (или лингвистических) идеологий. В своей статье 1979 г. «Структура языка и лингвистическая идеология» Силверстайн характеризует языковые идеологии как «любые наборы убеждений о языке, сформулированные пользователями как рационализации или обоснования воспринимаемой структуры и использования языка» (Silverstein. 1979. P. 193). В числе примеров языковых идеологий Силверстайн рассматривает яванский речевой этикет. Последний, с одной стороны, существует как способ обоснования применения той или иной речевой единицы. С другой стороны, речевой этикет может быть представлен как функциональная система знаков, имеющих отношение к выражению асимметрии социального статуса (разница в возрасте, благосостоянии и пр.), к статусу как таковому и к характеру знакомства.
Силверстайн был автором, соавтором или редактором множества эссе, статей и книг, посвящённых пересечению лингвистического материала и социально-культурных концепций. В частности, в книге «Говоря политику» (Silverstein. 2003) Силверстайн, фокусируясь на речи американских президентов, тщательно анализирует Геттисбергское послание А. Линкольна и выступления Дж. Буша-младшего. В книге «Создания политики» (Silverstein. 2012), написанной учёным в соавторстве с антропологом Майклом Лемпертом, показано, как через дебаты, политические рекламные ролики, интервью и выступления в глазах избирателей создаётся образ кандидата в американские президенты. В 2022 г. вышла книга Силверстайна «Язык в культуре», в которой суммируются основные положения его одноимённого курса в Чикагском университете относительно взаимосвязей языка и социальной жизни (Silverstein. 2022).
Избранные награды и достижения
С 1985 по 1987 гг. занимал пост президента Общества лингвистической антропологии Американской антропологической ассоциации. В 1991 г. избран членом Американской академии искусств и наук; в 2008 г. – постоянным членом Американского философского общества. В 2014 г. Американская антропологическая ассоциация удостоила Силверстайна высшей награды – премии Франца Боаса за образцовое служение антропологии. Входил в состав редакционных советов авторитетных академических журналов: American Anthropologist, Journal of Linguistic Anthropology. После смерти Силверстайна в Чикагском университете был учреждён стипендиальный фонд его памяти – Michael Silverstein Memorial Scholarship Fund.