Ремнёв Анатолий Викторович
Ремнёв Анато́лий Ви́кторович (30.7.1955, село Строкино Колосовского района Омской области – 24.1.2012, Омск), советский и российский историк. Из семьи сельского учителя истории. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) (1982, с отличием). Ученик Б. В. Ананьича.
Биография
После окончания средней школы в селе Бражниково Колосовского района работал школьным учителем в деревнях Тоскино и Владимировка того же района (1973–1974). Проходил срочную военную службу на Тихоокеанском флоте (1974–1977). В 1977 г. поступил на исторический факультет Омского государственного университета. Как один из лучших студентов после 2-го курса переведён на исторический факультет ЛГУ. Особое влияние на научное становление оказали Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин, В. Г. Чернуха. Работал в семинаре под руководством Ананьича.
По окончании университета оставлен на год при кафедре истории СССР исторического факультета ЛГУ в качестве стажёра-исследователя, в 1983–1986 гг. обучался там же в аспирантуре.
Кандидат исторических наук (1986), доктор исторических наук (1997).
С 1986 г. работал в Омском государственном университете (ОмГУ): ассистент (1986–1989), старший преподаватель (1989–1991), и. о. заместителя декана (1990–1992), доцент (1992), старший научный сотрудник (1994–1996), профессор (с 1998) кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения исторического факультета и кафедры теории и истории государства и права юридического факультета; заведующий кафедрой социологии, политологии и регионоведения исторического факультета (1998–1999). Проректор по научной работе (1996–2002), член учёного совета (1996–2007). В качестве проректора проделал большую работу по открытию новых специальностей в аспирантуре и докторантуре ОмГУ, созданию диссертационных советов, привлечению средств из международных и российских фондов, по разработке программ для научных исследований. Читал на историческом и юридическом факультетах базовые лекционные курсы по отечественной истории, истории государства и права России, истории государственных учреждений России, специальные курсы («Управление Сибирью и Дальним Востоком в XIX – начале XX вв.», «Управление Азиатскими окраинами Российской империи»).
В 2002–2003 гг. читал спецкурс «Сибирь и Дальний Восток в Российской империи XIX – начала XX вв.» в высших учебных заведениях Тюмени, Новосибирска, Иркутска, Саратова и Сахалина; в 2006 г. – цикл лекций на семинаре-мастерской «Этномиграционные процессы и становление диаспор в Азиатской России: история и современность» в Иркутске.
В 2007 г. прочитал серию лекций по истории Азиатской России в вузах Красноярска. Приглашённый профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк, 2007), Центра славянских исследований университета Хоккайдо (Япония, 2007–2008). Постоянный участник международных и российских научных конференций. Не только использовал традиционные формы преподавания, но и принимал активное участие на стадии создания таких новых обучающих и научных практик, как виртуальная мастерская, семинары-мастерские, онлайн-конференции, летние школы.
Член ряда диссертационных советов, в том числе: диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук по специальности «социальная философия» при ОмГУ; диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук по специальностям «этнография, этнология и антропология» и «историография, источниковедение и методы исторического исследования» при ОмГУ; регионального диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук при Омской юридической академии МВД; заместитель председателя регионального диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности «отечественная история» при Омском государственном педагогическом университете. В 1999–2010 гг. был председателем государственной аттестационной комиссии на историческом факультете Тюменского государственного университета.
С 1996 г. был руководителем и соруководителем международных и российских исследовательских проектов, в том числе межрегионального семинара «Российская империя XIX – начала XX в. в региональном измерении» (Владимир, Сестрорецк, Ярославль, 1996–1997); международного проекта «Империя и регион: российский вариант» (Нью-Йорк, Омск, Самара, 1997–2002); междисциплинарного научного проекта «Власть и общество в политическом и этноконфессиональном пространстве России: история и современность» (Москва, Санкт-Петербург, 2000); международных летних школ в Саратове и Львове (2002–2006). В 1999 г. организовал международный семинар «Империя и регион: российский вариант» в Омске.
В качестве эксперта работал в советах Международной программы стипендий Фонда Форда (1999–2002), программы INTAS (2000–2002), Красноярского краевого фонда науки (2001–2002).
Главный редактор журнала «Вестник Омского университета» (2006–2012). Член редакционного совета международного журнала Ab Imperio (2000–2012), редколлегий журналов «Исторический ежегодник», «Омский краевед», «Научный вестник Омской академии МВД России», интернет-журнала «Сибирская заимка». В 2008–2009 гг. и. о. заместителя главного редактора Энциклопедии Омской области.
Член научного совета Омского историко-краеведческого музея (с 2005), член и председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты Омской области (с 2008), член общественного совета Архивного управления Администрации Омской области (с 2008).
Под руководством А. В. Ремнёва было защищено 10 кандидатских диссертаций.
Научные труды
Основные темы исследований – история государственного управления в Российской империи 19 – начала 20 вв., административная политика в Сибири, на Дальнем Востоке и в Степном генерал-губернаторстве, имперская политика и идеология, региональные процессы в России 19 – начала 20 вв. Характерной чертой его исследований, усвоенной благодаря петербургской исторической школе, стало особое внимание к историческому источнику. Исключительно разнообразная источниковая база, включающая документы многочисленных центральных и региональных архивов (Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив военно-морского флота, Архив внешней политики Российской империи, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока, Государственный архив Красноярского края, Государственный исторический архив Омской области, Государственный архив Тюменской области и др.), позволила осуществить уникальные по насыщенности и глубине анализа исторические исследования.
В основе кандидатской диссертации лежала дипломная работа «Комитет министров в системе высших государственных учреждений царской России (1861–1906 гг.)», выполненная под руководством Б. В. Ананьича. Текст диссертации был опубликован в 2010 г. в расширенном и доработанном виде под названием «Самодержавное правительство: Комитет министров в системе высшего управления Российской империи (вторая половина XIX – начало XX века)» (2010). В монографии была представлена полувековая эволюция системы государственного управления в эпоху динамичной модернизации; охарактеризованы структуры и практики высшей бюрократии, а также механизмы взаимодействия монарха и высших органов власти, определяемых как «самодержавное правительство». История Комитета министров как «технического» органа высшего уровня управления позволила показать, как реально функционировал самодержавный монарх и его правительство, как принимались политические решения, какие акторы и институции были задействованы в выработке и реализации «правительственной политики». Решение этих проблем стало возможным при обращении к истории технологии власти, к повседневным практикам выработки и принятия политических решений, взаимодействий как на личном, групповом, так и на институциональном уровнях внутри правящей элиты. Продемонстрировал, как отсутствие единства министров и правовая неопределённость в разделении полномочий Комитета министров, Государственного совета, Сената и Совета министров, а также создание целого ряда высших комитетов вели к неустойчивому распределению функций между ними. Учреждение и деятельность высших отраслевых и территориальных комитетов (Сибирского, Западных губерний, Дальнего Востока, Главного комитета об устройстве сельского состояния и Комитета железных дорог), объединявших межведомственные задачи, позволяли российской монархии приспосабливаться к новым условиям без кардинальной перестройки всего государственного аппарата.
Исследование было признано новаторским для дореволюционной и советской историографических традиций. Оно выходило за рамки формально-юридического и институционального подходов, поскольку основное внимание было перенесено с анализа законодательства и правового положения государственных учреждений на проблемы функционирования Комитета министров и процессы межведомственных и личных взаимодействий высокопоставленных бюрократов на высших ступенях власти. На основе ведомственных и политических разногласий и личных конфликтов Ремнёв показал общие правовые, финансовые и административные проблемы функционирования не только «самодержавного правительства», но и самодержавия как формы государства. Реконструируя процедуру и технологии выработки и принятия правительственных решений, уделил особое внимание делопроизводству Комитета министров и его канцелярии. Широкий институциональный контекст исследования был построен на архивных материалах Комитета и Совета министров, 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Государственного совета, высших комитетов и фондов личного происхождения.
Докторская диссертация «Административная политика самодержавия в Сибири в XIX – начале XX вв.» была опубликована как две монографии (1995 и 1997). Их материал с существенными дополнениями стал основой книги «Сибирь в имперской географии власти XIX – начала XX веков» (2015). Управленческая тематика связывает это исследование с проблемами, поднятыми в кандидатской диссертации. Изучение структур высшей и центральной власти Российской империи, ведомственных административных вертикалей Ремнёв дополнил сибирской территориальной управленческой моделью. На примере сибирских региональных (экономических, административных, общественно-политических) ситуаций было разносторонне охарактеризовано взаимодействие центра и местной администрации; с большим приближением показана деятельность Сибирских комитетов. Новые региональные и имперские аспекты исследования были обусловлены сибирскими территориальными рамками.
В работе впервые осветил вопросы, связанные с эволюцией правительственных представлений о роли и месте Сибири в Российской империи, существенно скорректировал представления об институте генерал-губернаторской и губернаторской власти региона, выявил общие принципы и динамику его территориальной организации и управления, причины и этапы перестройки административных границ, определил специфику институционального устройства центральных и местных государственных органов, их взаимодействие и функциональную эволюцию. Результаты этого исследования позволили по-новому представить региональную политику правительства по формированию государственного аппарата в Сибири. Административная политика правительства Российской империи была интерпретирована как поиск оптимального баланса интересов между центром и сибирским регионом. Авторский подход к управлению Сибирью заключался по-прежнему в изучении не только реализованных административных проектов, но и нереализованных, наряду с процедурами подготовки, обсуждения и принятия решений. Обратил внимание и на содержательную часть нормативно-правовой, делопроизводственной документации, и на качество бюрократии разных уровней власти, влияющее на эффективность реализации реформ.
Обобщая свой исследовательский опыт, учёный предложил пересмотреть прежние (в том числе советские) концепции колониального управления Сибирью, расширить понятие имперской региональной политики с учётом ментальной истории, «внутренней геополитики» и географии власти. Предложенное им понятие «география власти» позволило рассматривать управленческие процессы на имперских окраинах Российской империи в меняющемся пространственно-временном измерении, дало возможность реконструировать сложный механизм взаимодействия центра и периферии, определить основные конструкты имперской политики в отношении самого большого и богатейшего региона, увидеть его историю в контексте внутренней и международной политики Российской империи 19 – начала 20 вв. Предпринятая автором попытка взглянуть на историю управления регионом из столицы, сместить исследовательский акцент с управления в Сибири на управление Сибирью позволила отойти от традиционного государственно-институционального подхода и взглянуть на управленческие проблемы через призму имперской и национальной политики, осуществляемой путём хозяйственного освоения, колонизационного движения, но, главное, через ту роль, которую играло государство и его институты в процессах интеграции Сибири в общероссийское государственное пространство.
Пришёл к важным и убедительным выводам, что используемая в Сибири административно-территориальная модель была более гибкой, чем в Европейской России, т. к. включала, кроме обычной административной триады (губерния – уезд – волость), генерал-губернаторства и области, предусматривала полный и сокращённый набор административных и судебных учреждений. Основное содержание административной политики самодержавия в Сибири, по мнению автора, сводилось к стремлению унифицировать местное административное устройство по образцу общероссийского, ликвидировав сибирскую специфику, что, по замыслу властей, должно было повысить управляемость сибирским регионом из центра. Главным оставался вопрос о степени и скорости такой унификации и практических требованиях учёта сибирской специфики, что в условиях отсутствия «объединённого правительства» и согласованности действий центральных и местных органов порождало непоследовательность в деятельности властей на протяжении всего исследуемого периода. В монографии был впервые показан на длительном временно́м отрезке процесс унификации управления в Сибири по типу общероссийского, с подробным и внимательным анализом неоднократных отступлений. Трудность, длительность и незавершённость этого процесса во многом была обусловлена объективным расхождением интересов центра и региона.
Отмеченные автором характерные черты института генерал-губернаторской власти были с успехом применены к анализу управления другими окраинами империи. Свидетельством тому могут служить статьи по истории управления Степным краем и монография «Россия Дальнего Востока в имперской географии власти XIX – начала XX вв.» (2004). В этой работе А. В. Ремнёв продолжил исследование административной политики российского правительства в новых территориальных рамках – формировавшегося российского Дальнего Востока. Управленческо-региональный подход позволил автору показать наиболее важные сферы имперской идеологии и практик, выявить их специфику и общие моменты в широком имперском контексте. Предложенная периодизация административной политики центральных властей в этом регионе зафиксировала смену управленческих парадигм власти, институциональные и административно-территориальные преобразования. Последовательно показал процесс инкорпорации территории – от выработки идеологем, построения внешних и внутренних административных и ментальных границ до реализации различных практик научного, хозяйственного, культуртрегерского освоения. В работе проанализированы основные факторы дальневосточного колонизационного проекта, показаны преимущества и недостатки программы правительства в отдалённом регионе.
В монографии «Колонизация Азиатской России: имперские и национальные сценарии второй половины XIX – начала XX века» (2013; в соавторстве с Н. Г. Суворовой) представлены результаты исследовательских проектов 2007–2012 гг. Строительство империи на азиатских окраинах показано в рамках учрежденческой, институциональной и интеллектуальной истории. Авторы реконструировали структуру управления переселенческим движением в центре и на местах, охарактеризовали основные этапы и направления колонизационной политики самодержавия на азиатских окраинах, состав колонизационных экспертов. Институциональная история переселенческого дела стала основой для выявления разнообразных сценариев освоения азиатского пространства и его закрепления в составе государственной территории в условиях обострения национальных вопросов империи и формирования русского проекта. На основе анализа официальных и неофициальных проектов были выявлены акторы, технологии и основные направления разработки колонизационных сценариев. Авторы зафиксировали новое осмысление экспертами массового сельскохозяйственного переселенческого движения и его основного элемента – русского крестьянина-колонизатора. Миграционные процессы, помимо хозяйственных и социально-экономических перспектив, приобретали дополнительные политические и национальные смыслы – расширение национального русского ядра, создание русских анклавов в стратегических зонах Русской Азии. Представленные сценарии национального и имперского строительства характеризуются как формирующиеся и сохраняющие на позднеимперском этапе альтернативные варианты реализации. Оптимистические надежды, возлагаемые правительством Российской империи на русский народ в деле создания и укрепления «единой и неделимой» России, показаны в сочетании с пессимистическими оценками потенциала русского православного крестьянина и поиском новых колонизаторов (старожил-сибиряк, старообрядец, казак, инородец, иностранец).
В статьях и монографиях часто обращался к биографическому жанру, создавая целые галереи портретов высокопоставленных чиновников (И. Б. Пестель, М. М. Сперанский, князь П. Д. Горчаков, А. Н. Куломзин, А. О. Дюгамель, А. П. Хрущёв, А. И. Деспот-Зенович), общественных и политических деятелей (Л. А. Тихомиров, И. И. Завалишин, М. М. Геденштром). Частные, индивидуальные истории в рамках «имперской биографики» становятся основой не только для типологизации и формирования коллективных портретов «людей империи» («окраинного чиновника», «имперского эксперта», «мундирного учёного»), но и для проявления самой империи в пространстве повседневности, в управленческих практиках.
Новым перспективным направлением, сопряжённым с имперской историей, стало изучение миграционной политики в геополитическом и национальном контексте Азиатской России (Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом пространстве Сибири. Иркутск, 2010). Этим сюжетам посвящена серия статей 2010–2012 гг., опубликованных в России, Польше, США и Японии.
Автор статей для энциклопедических и справочных изданий (Большая Российская энциклопедия, «Высшие и центральные государственные учреждения России», Сибирская историческая энциклопедия, энциклопедии города Омска и Омской области).
Редактор справочника «Власть в Сибири, XVI – начало XX вв.», посвящённого истории управления и самоуправления в Сибири (2002), и серии книг «Окраины Российской империи» (2007–2008; совместно с А. И. Миллером, А. Рибером, И. Л. Дамешек) в издательстве «Новое литературное обозрение».
Действительный член Русского географического общества (1997). Член-корреспондент (1997), академик общественной Академии гуманитарных наук (с 1999), член-корреспондент Российской академии естественных наук (с 2003). Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2004).
Похоронен на Западном кладбище Омска.
В Государственном историческом архиве Омской области создан личный фонд Ремнёва. Материалы архива частично опубликованы на портале «Регионы России в исторической перспективе» Института региональных исторических исследований факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Суворова Н. Анатолий Ремнев и его частный архив // Регионы России в исторической перспективе).
В Омском государственном университете имени Ф. М. Достоевского были проведены две международные конференции («Азиатская Россия: люди и структуры империи», 2015; «Люди империи – империя людей: персональная и институциональная история азиатских окраин России», 2020), посвящённые Ремнёву.