Шваб Вернер
Шваб Ве́рнер (Werner Schwab) (4.2.1958, Грац – 1.1.1994, там же), австрийский писатель, драматург.
Сын каменщика. В 1974–1976 гг. учился в школе прикладного искусства в Граце (не окончил). В 1977 г. вольнослушателем посещал курсы Института электроакустики и экспериментальной музыки в Вене. В 1978–1982 гг. учился в венской Академии изобразительных искусств по классу скульптуры. В 1981 г. вместе с женой, художницей и социологом Ингеборг Ортхофер (род. 1960), поселился в Кольберге (Штирия) и занялся сельским хозяйством.
Первые литературные опыты – экспериментальные тексты-коллажи, прозаические наброски. Попытки опубликовать их в австрийских литературных журналах закончились неудачей. В конце 1980-х гг. написал первую пьесу – «Президентши» [«Die Präsidentinnen»; поставлена в 1990 в переделанном варианте в венском «Доме искусств» («Künstlerhaus»); рус. пер. 1999]. В 1989 г. в рамках литературного фестиваля в Граце состоялась премьера пьесы «Живое – это безжизненное и музыка» («Das Lebendige ist das Leblose und die Musik»).
В 1991 г. переехал в Вену. Литературный и театральный успех пришёл в том же году после постановки пьес «Избыточный вес, не важно: бесформенность» («Übergewicht, unwichtig: Unform», венский театр «Шаушпильхаус») и «Народоуничтожение, или В моих печёнках смысла нет» [«Volksvernichtung oder Meine Leber ist sinnlos», Мюнхенский камерный театр (Münchner Kammerspiele); Мюльхаймская драматургическая премия, 1992; рус. пер. 2000].
Драматическое творчество В. Шваба сочетает в себе традиции венской народной комедии и неонатуралистического театра. Чрезмерная телесность персонажей и коллизий, возникающих в их грубых фантазиях и агрессивных отношениях друг с другом, порождена словом, причудливо сочетающим клишированные формы обывательского языка и многослойные неологизмы авторской речи.
В начале 1990-х гг. опубликовал 2 сборника пьес: «Фекальные драмы» («Fäkaliendramen», 1991) и «Королевские комедии» («Königskomödien», 1992). При жизни автора на сценах многих австрийских, немецких и швейцарских театров поставлены пьесы: «Мой собачий рот» («Mein Hundemund»), «Открытые ямы и открытые окна» («Offene Gruben und offene Fenster»), «Мезальянс, но мы трахаемся великолепно» («Mesalliance aber wir ficken uns prächtig»), «Небо моя любовь моя умирающая добыча» («Der Himmel mein Lieb meine sterbende Beute»; все поставлены в 1992).
В 1992 г. журнал Theater heute («Театр сегодня») присвоил Швабу звание «Драматург года». В 1993 г. писатель вернулся в Грац, поставил на сцене театра «Шаушпильхаус Грац» свою драму «Порногеография. Семь слухов» («Pornogeographie. Sieben Gerüchte», 1993). Вместе с художником-концептуалистом Й. Шликом начал работу над романом в письмах.
Скончался от алкогольного отравления. Оставил неопубликованными 7 пьес, в том числе ремейки произведений А. Шницлера, И. В. Гёте и У. Шекспира.