Палацкий Франтишек
Па́лацкий Фра́нтишек (František Palacký) (14.6.1798, Годславице, близ Нови-Йичина, Моравия – 26.5.1876, Прага), чешский политический и общественный деятель, историк, философ; член (1830) и секретарь (с 1839) Королевского чешского общества наук, член Академии наук (АН) в Вене (1847), иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1863). Из семьи лютеранского проповедника и учителя. Окончив евангелическую семинарию в Тренчине, в 1812–1818 гг. учился в лицее в Пресбурге (ныне Братислава). Там подружился с П. Й. Шафариком и Я. Колларом. В 1818 г. вместе с Шафариком опубликовал «Начатки чешской поэзии, особливо просодии» («Počátkové českého básnictví, obzvláště prozodie») – образец новочешской поэтики, в котором отразились романтические взгляды авторов. В 1818–1823 гг. активно изучал философию и эстетику, результатом чего стали «Обзор истории эстетики и литературы о ней» («Přehled dějin krásovédy a její literatury», 1823) и «Наука о прекрасном» («Krásověda čili o kráse a umění», 1827) – первые работы по эстетике, опубликованные на чешском языке.
В 1823 г. переехал в Прагу. Как ученик Й. Добровского получил место архивариуса у семьи Штернберков (Штернбергов), занимался написанием их семейной истории. По рекомендации Штернберков получил доступ к архиву семьи Шварценбергов – крупнейшему частному архиву, пережившему Контрреформацию. В 1827 г. основал первый чешский научный журнал «Časopis společnosti vlasteneсkého museum v Čechách» (ныне «Časopis Národního muzea»), выходивший сначала на чешском и немецком языках, затем на чешском языке. До 1838 г. Палацкий оставался его редактором, сумел превратить журнал в культурно-национальный центр чешских интеллектуалов. В 1829 г. опубликовал серию чешских средневековых летописей («Staří letopisové čeští od roku 1378 do roku 1527»). В 1831 г. выступил инициатором реорганизации Патриотического музея Чехии (основан в 1818) и создания Матицы чешской. В том же году назван земским историографом (официальная должность с 1838), получил почётное поручение написать историю Чешского королевства.
Палацкий плодотворно работал во многих архивах, в том числе в архиве Ватикана, опубликовал широкий круг источников по истории, литературе и искусству средневековой Чехии. В 1840-х гг. выступил инициатором издания многотомных серий «Archiv český» (лично участвовал в подготовке первых 6 томов) и «Fontes rerum Bohemicarum». Главный исторический труд Палацкого – 5-томная «История чешского народа в Чехии и Моравии» (на немецком языке «Geschichte von Böhmen», 1836–1867; на чешском языке – «Dějiny národu českého v Čechách a v Moravě», 1848–1876), посвящённая чешской истории с древнейших времён до 1526 г. (вступления на чешский трон Габсбургов). Выдающимся событием чешской истории считал Гуситское движение. Труд Палацкого сыграл важную роль в развитии чешской культуры и национально-патриотического движения.
С конца 1840-х гг. Палацкий активно включился в политическую борьбу. В период Революции 1848–1849 гг. в Германии выступил с открытым письмом (в апреле 1848) в адрес Подготовительного комитета по созыву Франкфуртского национального собрания 1848–1849 гг., которое должно было решить вопрос об объединении германских земель в единое государство. Опасаясь включения в него славянских земель Австрийской империи, Палацкий сформулировал тезис о необходимости сохранить австрийское государство как противовес агрессивным устремлениям Германии и России. В июне 1848 г. председательствовал на Славянском съезде в Праге, через месяц вступил в выборное имперское собрание по разработке конституции, заседавшее в Вене, затем в Кромержиже. Зарекомендовал себя как лидер чешского буржуазного национально-либерального движения, идеолог австрославизма. Предложил реорганизовать Австрийскую империю на федеративных началах.
После поражения революции и наступления периода неоабсолютизма и репрессий (в Праге на 4 года было введено военное положение) был вынужден отказаться от публичной политической деятельности и занялся научной работой. После острой дискуссии, вызванной предложением издать чешско-славянский энциклопедический словарь, оказался в изоляции, в 1852 г. покинул пост секретаря Чешского музея и театрального комитета. В начале 1860-х гг. вернулся к активной общественной деятельности.
В 1860 г. один из основателей Чешской национальной партии, её главный идеолог. С 1861 г. депутат чешского Сейма, тогда же назначен Францем Иосифом I пожизненным членом верхней палаты рейхсрата (покинул её через несколько месяцев). Неудачи в реализации чешских политических устремлений побудили Палацкого к написанию серии статей, позднее вошедших в труд «Идея австрийского государства» («Idea státu rakouského», 1865). В нём, а также в послесловии к сборнику «Radhost» (1872; собрание политических речей, выступлений и статей Палацкого) окончательно сформулировал свою политическую концепцию, квинтэссенцией которой стали слова: «Были мы до Австрии, будем и после неё». Палацкий не принял австро-венгерское соглашение 1867 г., вплоть до своей смерти оставался сторонником пассивной оппозиции – неучастия в работе рейхсрата и чешского Сейма. В 1867 г. возглавил чешскую делегацию, отправившуюся на Славянский съезд и этнографическую выставку в Москву (поездка была акцией протеста чешской элиты против австро-венгерского дуализма). В 1872 г. Палацкий отошёл от политической жизни, уступил роль лидера Чешской национальной партии своему зятю Ф. Л. Ригеру. С 1946 г. имя Палацкого носит университет в Оломоуце.