Штрерувиц Марлена
Штре́рувиц Марле́на (Marlene Streeruwitz; урождённая Валльнер, Wallner; псевдоним Нелиа Фен, Nelia Fehn) (род. 28.6.1950, Баден, Нижняя Австрия), австрийская писательница, драматург, театральный режиссёр.
Отец – Виктор Валльнер (1922–2012), общественный и государственный деятель. В 1969 г. окончила католическую женскую гимназию, изучала юриспруденцию, славистику и историю искусств в Венском университете (обучение не завершила). С 1986 г. журналистка, копирайтер, редактор экологического журнала Natur ums Dorf.
В 1986 г. обратилась к драматургии. Автор и режиссёр радиопьес «Ширма» («Der Paravent», 1987), «Алкмена» («Alkmene», 1989), «Отпуск» («Urlaub», 1989), поставленных в Австрии и Германии. Выступила как приглашённый режиссёр в Венском драматическом театре (пьесы «Дунай» М. И. Форнес, 1991; «Она» Ж. Жене, 1992) и в Кёльнском драматическом театре (пьесы «Донья Росита, девица, или Язык цветов» Ф. Гарсии Лорки, 1993; «Ранний траур» Э. Бонда, 1996).
Прославилась гротескными драмами феминистской направленности, поставленными на сцене и изданными в начале 1990-х гг.: «Вайкики-Бич» («Waikiki-Beach», 1992), «Слоун Сквер» («Sloane Square»,1992) и «Нью-Йорк. Нью-Йорк» («New York. New York», 1993); топонимы в заглавиях пьес отражают неосознанную тоску персонажей по лучшей жизни.
В дебютном романе «Соблазны. Третья серия. Женские годы» («Verführungen. 3. Folge. Frauenjahre», 1996; русский перевод 2000) повседневная жизнь героини, оставленной мужем и воспитывающей двоих детей, описывается в характерном для автора «рваном», «пунктирном» стиле как «ущербная хроника ущербной жизни» («Daisy Duck hat gesiegt»: Marlene Streeruwitz über ihren Roman «Verführungen», die Arbeit am Theater und feministische Heldinnen // Der Spiegel. 1996. H. 11. S. 261). Фрагментарность повествования и речи действующих лиц соотносятся с основными темами творчества Штрерувиц: женское «безъязычие», невозможность выразить свой опыт при помощи существующего «патриархального» языка, замалчивание травмирующего прошлого, отчаянное ожидание любви и счастья, прерываемое чередой разочарований.
В романе «Любовь Лизы» («Lisa’s Liebe», книги 1–3, 1997) о взаимоотношениях между наивной учительницей и преуспевающим врачом пародируются клише бульварной литературы. В противовес сюжетной занимательности, языковой риторике и обязательной счастливой концовке развлекательного любовного романа, история героини рассказывается нарочито упрощённым языком, подчёркивающим монотонность и ограниченность её жизни. Сюжет романа «Потомки. Путевой репортаж» («Nachwelt. Ein Reisebericht», 1999; премия Германа Гессе, 2001; в русском переводе 2004 – «Без неё. Путевые заметки») строится вокруг поездки в Америку главной героини, собирающей материалы для своей книги о жизни женщины-скульптора А. Малер. Героиня романа «Отдаление» («Entfernung», 2006; одноимённая театральная постановка, режиссёр С. Шварц, 2011, Венский драматический театр) на пороге крушения личной и профессиональной жизни отправляется из Вены в Лондон с надеждой найти новую работу.
Среди других произведений – романы, посвящённые политическим, правовым, культурным современным проблемам. В романе «Скрещенья» («Kreuzungen», 2008) поднят вопрос о роли власти, богатства и сексуальности в обществе. В романе «Причиняющая боль» («Die Schmerzmacherin», 2011; Бременская литературная премия, 2012) повествуется о стажёрке, проходящей обучение в международном охранном концерне и намеренной стать агентом безопасности. История героини, по сути политический триллер, показывает, как демократические государства в условиях террористической угрозы предоставляют возможность частным организациям действовать вне норм морали и права. Роман «Потомки» («Nachkommen», 2014) представляет собой сатиру на современные литературно-издательские нравы и одновременно обращён к конфликту поколений в творческой среде. В романе «Стена огня» («Flammenwand», 2019) история взаимоотношений между мужчиной и женщиной помещена в контекст современных социально-политических проблем Европы: радикализация политиков, миграция, проблема беженцев и др.
Во время локдауна 2020 г. Штрерувиц написала роман «Таким стал мир. Роман о COVID-19» («So ist die Welt geworden. Der Covid-19 Roman», 2020), опубликованный отдельными главами на её официальном веб-сайте и вышедший затем печатной книгой.
Премии Петера Розеггера (2008), Дросте (2009).