Ширк
Ширк (араб. شرك) (дословно – соучастие в божественном промысле), идолопоклонничество, многобожие. Происходит от арабского корня «ш-р-к», что переводится как «разделять». Как правило, употребляется в двух значениях: 1) политеизма или 2) обвинений одних мусульман в адрес других мусульман в недостаточной чистоте мысли или практики придания Аллаху соучастников. Согласно Корану, ширк – это грех, который не будет прощён (4:116), т. к. противоречит концепции таухида. Человек, который совершает ширк, обозначается термином «мушрик». Однако «коранический термин "мушрикун" обозначает не всех, кто практикует ассоцианизм, но только то меньшинство среди них, чьи действия наиболее вопиющи, то есть тех, кто поклоняется идолам (ибадат аль-аснан)» (Gimaret. 1997. P. 485). Т. е. ширк может быть не только у мушриков, но и у людей Писания. Но в отличие от мушриков у них есть откровение об истинном единобожии, пусть и искажённое.
Слово «ширк» встречается в Коране 5 раз: в двух случаях оно используется в смысле запрета «приписывать Аллаху сотоварищей» (31:13, 35:14), в трех других случаях (34:22; 35:40; 46:4) отвергается то, что какие-либо другие божества могли помочь Аллаху во время творения. В более поздних мединских сурах (2:220-221; 6:108; 9:3; 10:28-29) также встречается осуждение ширка. Обвинения в ширке обращены к следующим категориям людей: многобожники, христиане и иудеи. Первая категория включает в себя прежде всего жителей доисламской Аравии, практиковавших язычество. И хотя их религиозная традиция выражалась во множестве культов, в Мекке особенно чтились женские астральные божества аль-Лат, аль-Узза и Манат. В Коране обсуждается приписывание им равного с Аллахом статуса (53:19-20). Это дает основания некоторым исследователям полагать, что аравийские язычники были скорее не последовательными многобожниками, а непоследовательными монотеистами. Поэтому именно они стали одной из групп, которым было направлено послание ислама о единобожии.
Статус христиан и иудеев не столь однозначен. С одной стороны, их действия могут быть интерпретированы в категориях ширка. Например, о христианах говорится, что «не уверовали те, которые говорят: "Аллах – это Мессия, сын Марьям"» (5:72), что «не уверовали те, которые говорят: "Аллах является третьим в троице"» (5:73), кроме того, они поклоняются Иисусу и Марии как двум божествам в дополнение к Богу (5:116). Тем не менее Коран определяет христиан и иудеев как народы Писания, получившие Божие послание до Мухаммеда, и поэтому мусульмане признают их монотеистами.
Концепция ширка часто становилась предметом богословской полемики и провоцировала политическую борьбу. Так, например, в начале 9 в. в ходе дискуссии о божественном предопределении и свободной воле человека между мутазилитами и традиционалистами оппоненты обвиняли друг друга в ширке. Схожая риторика звучала и в ходе полемики о «божественных атрибутах».
Ханбалиты, уделявшие большое внимание проблеме ширка в повседневной жизни, выделяли 5 видов ширка: 1) ширк аль-илм – признание за всеми пророками, а также «святыми», предсказателями, астрологами «сокровенного знания» (илм аль-гайб); 2) ширк ат-тасарруф – признание за кем бы то ни было посреднической миссии, которой Мухаммед будет наделен в День воскресения; 3) ширк аль-ибада – поклонение кому или чему-либо помимо Аллаха (в первую очередь могилам, камням); 4) ширк аль-ада – вера в предрассудки и «дурные» обычаи (вера в плохие и хорошие дни, предзнаменования, ношение без нужды амулетов); 5) ширк фи-ль-адаб – произнесение клятв именем Мухаммеда, Аби Талиб, других авторитетов мусульманской общины (Ермаков. 1991. С. 300).
Концепция ханбалитов была воспринята ваххабитским движением, которое расширило понятие ширка, включив в него в качестве отступников суфиев, шиитов, тех, кто поддерживает интересы Запада, и практически всех, кто не согласен с ваххабитской интерпретацией ислама. В салафитской среде популярна концепция разделения ширка на большой (открытый) и малый (скрытый). Если большой ширк связан с очевидным нарушением принципа единобожия (например, приписывание атрибутов Аллаха кому-то, уподобление кого-то Аллаху), то малый ширк совершают те, чьи мысли и поступки не отражают его убеждений о таухиде. Многие современные исламистские движения (например, Аль-Каида, ИГИЛ, запрещенные в РФ террористические организации) используют практику обвинения в идолопоклонничестве как средство легитимации применения насилия в отношении отступников.