Шеербарт Пауль
Ше́ербарт Па́уль, Пауль Карл Вильгельм Шеербарт (Paul Carl Wilhelm Scheerbart; псевдоним Куно Кюфер, Kuno Küfer) (8.1.1863, Данциг, Пруссия, ныне Гданьск, Польша – 15.10.1915, Берлин), немецкий писатель, поэт, график.
Родился в семье плотника. После ранней смерти матери, а затем и отца воспитывался мачехой. Учился сначала в классической (1879–1882), а затем в реальной гимназии в Данциге (1883–1884; обучение не завершил). Посещал лекции по философии и истории искусств в Лейпциге (1884), в Мюнхене и Вене (1886). С 1885 г. публиковал рецензии и статьи об искусстве в берлинских газетах Berliner Börsen-Courier («Берлинский биржевой курьер») и Berliner Tageblatt. C 1887 г. (по другим сведениям, с 1889) жил в Берлине. В 1892 г. вместе с Э. Мюзамом и немецким писателем О. Э. Хартлебеном (1864–1905) основал Verlag deutscher Phantasten («Издательство немецких фантастов»).
В фантастических произведениях Шеербарт создаёт уникальный художественный мир, построенный на гармонической связи человека со Вселенной, плодотворном единстве искусства и техники, полном отказе от насилия и войн. Идеи об одушевлённости всей природы и Вселенной восходят к панпсихизму Г. Т. Фехнера.
Первый роман «Рай. Родина искусства» («Das Paradies. Die Heimat der Kunst», 1889) написан от лица чёрта, прилетевшего вместе со своими собратьями посмотреть на рай, который предстаёт заповедником искусства и изобилует шедеврами архитектуры, скульптуры и живописи.
Фантастические утопии пронизаны юмором, нередко сатирой, сочетающимися с грустью. Действие произведений разворачивается как в реальных – роман о средневековом Востоке «Таруб, знаменитая повариха из Багдада» («Tarub, Bagdads berühmte Köchin», 1897), – так и в воображаемых пространствах, архитектурных или космических (на других планетах, астероидах и Луне). В романе «Морской змей» («Die Seeschlange», 1901) рассматривается проблема существования планетарного интеллекта, загадочной и неиссякаемой разумной жизни в недрах Земли и в морской стихии. Мотив наблюдения за иными мирами, органической жизнью и её законами нередко воплощается в образе оптических приборов. В романе «Великая революция: лунный роман» («Die groβe Revolution. Ein Mondroman», 1902) обитатели Луны, разочаровавшись в землянах, намереваются расположить огромный телескоп на обратной стороне спутника Земли, чтобы устремить взгляд в космические пространства.
Значительную роль в прозе Шеербарта играет визуализация объекта описания, приём экфрасиса: репрезентация причудливого зодчества (стеклянные дворцы, храмы, башни, летающие шары) и технических новшеств (аэросани и др.). В романе «Мюнхгаузен и Кларисса» («Münchhausen und Clarissa», 1906) известный литературный персонаж создаёт в своём повествовании красочные картины выставки в Мельбурне, экспонаты которой представлены фантастическими архитектурными сооружениями.
Итоговый роман «Лезабендио. Роман об астероидах» («Lesabéndio. Ein Asteroiden-Roman», 1913; иллюстрации А. Кубина) рассказывает о мирных жителях астероида Паллада, которые по своим созидательным и органическим свойствам близки к совершенству. Инопланетные обитатели противопоставлены жителям Земли, ведущим постоянные войны. Главный герой романа, пожертвовав собой, находит полное единение с родным астероидом и мистически преображается.
Многим романам П. Шеербарта свойственно рамочное повествование, использование вставных новелл, притч: «Я люблю тебя! Железнодорожный роман с 66 интермеццо» («Ich liebe Dich! Ein Eisenbahn-Roman mit 66 Intermezzo», 1897), «Будь всегда мужествен! Фантастический роман о бегемотах с 83 удивительными историями» («Immer mutig! Ein Nilpferderoman mit 83 merkwürdigen Geschichten», 1902).
Значительную известность получила юмористическая поэзия Шеербарта. В сборник «Похмельная поэзия» («Katerpoesie», 1909) вошли стихотворения, написанные с 1890 г.; они исполнялись в литературных кабаре. Опыты звуковой поэзии и её гротескный, шутовской и провокационный характер оказали влияние на произведения немецкого дадаизма.
Фантастическая архитектура, в которой Шеербарт видел способ преображения среды и возрождения человечества, стала лейтмотивом и важной категорией художественного мира и философии автора. Идеальным материалом выступает стекло, позволяющее космическому свету проникать в земную повседневность и мистически преобразовывать её. Трактат «Стеклянная архитектура» («Glasarchitektur», 1914) повлиял на Б. Таута и его эксперименты в области архитектуры из стекла (павильон «Стеклянный дом» на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне, 1914, не сохранился), на объединение «Стеклянная цепь» (1919–1920).
Графические работы опубликованы в книге «Потусторонняя галерея» («Jenseits-Galerie», 1907). Пьесы 1897–1903 гг. «Рюбецаль» («Rübezahl»), «Да здравствует Европа!» («Es lebe Europa!»), «Тайны» («Geheimnisse»), «Яд» («Das Gift»), «Смеющиеся привидения» («Lachende Gespenster») и др. опубликованы в 6 томах издания «Революционная театральная библиотека» («Revolutionäre Theater-Bibliothek», 1904).