Шахада
Шаха́да (араб. شهادة – свидетельство, речь исповедания веры), один из пяти столпов ислама, важнейшее положение исламского вероучения.
Шахадой называют формулу исповедания веры, которая звучит следующим образом: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммед – посланник Бога». Она содержит в себе 2 догмата ислама: в первой части шахады сформулирован принцип таухида – веры в единого Бога, а вторая подчёркивает особый статус пророческой миссии Мухаммеда (нубувва, от араб. نبوءة – пророчество). При этом деятельность других пророков – предшественников Мухаммеда не подвергается сомнению, а лишь делает акцент на откровении, ниспосланном именно Мухаммеду, который завершил посланническую миссию и был назван печатью пророков (последним из пророков).
Из-за двухчастной структуры мусульманского символа веры полную версию шахады по-арабски иногда называют «шахадатан», т. е. «две шахады», «два свидетельства». Вариации обеих частей шахады встречаются в Коране (2:163; 47:19; 7:158; 33:40), но по отдельности; единая формула появляется лишь в хадисах (например, Сахих аль-Бухари. № 8). При этом в шиитском исламе шахада обрела также третью часть, в которой упоминается четвёртый праведный халиф, Али ибн Аби Талиб. Звучит эта часть шахады следующим образом: «И Али – наместник Бога».
Шахада стала одной из самых распространённых сакральных словесных формул в мусульманском мире, её произнесение сопровождает различные религиозные практики – от призыва на молитву (азана) до суфийского зикра. Шахаду также читают при пробуждении и перед отходом ко сну, шепчут на ухо новорождённому и умирающему. Осознанное и искреннее произнесение шахады при свидетелях – главное условие принятия ислама. В то же время артикуляция шахады как грамматического примера не приравнивается к признанию единства и единственности Бога.
Шахада играет важную роль в исламском искусстве и иных формах визуализации. Так, она используется в архитектуре, каллиграфии, встречается на монетах, отчеканенных в монетных дворах мусульманских стран, появляется в государственной символике. Один из самых известных примеров последнего – современный флаг Королевства Саудовская Аравия, который представляет собой зелёный прямоугольник, в центр которого помещён текст шахады и изображение серебряной сабли. Чтобы символ веры можно было читать с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Из-за большого символического значения шахады флаг не приспускается во время траурных мероприятий.
Также «шахадой» называют мученическую смерть за веру, самопожертвование на пути к Богу. Человек, погибший такой смертью, становится шахидом, мучеником (от араб. شاهد – свидетель). Хотя последний термин за пределами исламского мира нередко ассоциируется исключительно с террористами-смертниками, в мусульманской среде эта лексема имеет скорее положительную коннотацию и мусульмане используют её в более широком значении. Так, шахидом называют не только тех, кто закончил свой жизненный путь в сражении с врагами ислама, но и, например, умерших от тяжёлых болезней, эпидемий, во время родов, погибших во время стихийных бедствий и т. д.
Наконец, термин «шахада» используется в значении свидетельского показания для подтверждения истины, в том числе в шариатском суде. Шахада должна быть достоверной, при этом свидетельство двух мужчин приравнивается к показаниям четырёх женщин. Юридические детали взаимодействия суда со свидетелями, например вопросы принятия шахады от иноверцев или наказания за лжесвидетельство, могут отличаться в зависимости от мазхаба.