Республика Северная Осетия – Алания. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Респу́блики Се́верная Осе́тия – Ала́ния, региональная транспортная система, включающая автомобильный, железнодорожный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.
Республика Северная Осетия – Алания занимает важное положение в транспортной системе Северного Кавказа и обладает развитой транспортно-инфраструктурной сетью. Первая дорога – Военно-Грузинская – стала пригодной для движения колёсного транспорта с 1814 г. Следующей стала Военно-Осетинская дорога, построенная в несколько этапов с 1848 по 1897 гг. (утратила своё значение в связи со строительством Транскавказской магистрали).
Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в осуществлении перевозок по территории республики в Закавказье, через Главный Кавказский хребет проходят две магистральные трассы: участок Военно-Грузинской автомобильной дороги (А-161) от Владикавказа до российско-грузинской границы в Дарьяльском ущелье и часть Транскавказской автомагистрали (А-164), которая представляет собой кратчайший путь (по тоннелю сквозь Главный Кавказский хребет) между Европейской частью России и Закавказьем, Турцией и Ираном. Автомобильные дороги республики входят в систему т. н. Кавказского кольца: Ростов-на-Дону – Баку (Азербайджан) – Ереван (Армения) – Тбилиси (Грузия) – Новороссийск. Трассы федерального значения: Р-217 «Кавказ» Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджаном, А-162 Владикавказ – Алагир, А-163 подъездная дорога от автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» к аэропорту Владикавказа, А-164 «Транскам» Карджин – Алагир – Нижний Зарамаг – граница с Южной Осетией.
Территорию республики пересекают линии Северо-Кавказской железной дороги Эльхотово – Ардон – Алагир; Ардон – Дигора; Беслан – Владикавказ; Беслан – Долаково и железнодорожная линия Прохладная – Моздок – Гудермес.
Функционирует международный аэропорт Владикавказ (пассажирские перевозки с 1936; статус международного с 1998; два пассажирских терминала), расположенный в 7 км от Беслана и в 26 км от Владикавказа.
По территории Северной Осетии проходят газопровод Тихорецк – Моздок – Махачкала и нефтепровод Махачкала – Моздок – Тихорецк – Новороссийск.
Протяжённость транспортных путей Северной Осетии
| 1970 | 1980 | 2010 | 2021 |
Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования, км | 149 | 149 | 144 | 144 |
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования, тыс. км | 2,0 | 2,2 | 4,2 | 6,6 |
В том числе с твёрдым покрытием, тыс. км | 1,4 | 2,2 | 3,9 | 5,8 |
В республике проложено 5750 км автодорог с твёрдым покрытием (2021), плотность дорожной сети около 720 км/1000 км2 (7-е место среди субъектов РФ после Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Ингушетии, Московской и Белгородской областей). Протяжённость железных дорог 144 км (18,0 км/1000 км2). Пропускная способность автодорог обеспечивается в том числе 276 мостами и 14 тоннелями.
Действуют автомобильные грузопассажирские контрольно-пропускные пограничные пункты: Верхний Ларс на границе с Грузией (село Верхний Ларс городского округа г. Владикавказ) и Нижний Зарамаг на границе с Южной Осетией (Алагирский район).