Самостоятельное мышление и эклектика
Самостоятельное мышление и эклектика. Сегодня эклектика обычно понимается как нагромождение разрозненных идей, без их переосмысления и приведения к некоему непротиворечивому целому. Такое явление было хорошо известно во времена Просвещения и называлось синкретизмом, тогда как понятие «эклектика» («эклектизм») имело совершенно иное значение. Эклектику понимали как непредвзятое мышление, независящее от авторитетов какой-либо одной из философских школ. Только такое мышление и считалось подлинно свободным. Таким образом, эклектика тесно связывалась с самостоятельностью мышления, нередко отождествляясь с ней. Такое понимание эклектики восходит к К. Томазию, который открыто называл себя эклектиком, а свою философию – эклектической. При этом выражение «эклектическая философия» для него было синоним «истинной философии», противопоставляемой предшествующей традиции философствования, основанного на предрассудках и проникнутого заблуждениями и ошибками. Ещё одной важной чертой эклектической философии для Томазия была её практическая направленность, отличающая её от прежних бесплодных метафизических спекуляций, называемых в эпоху Просвещения в Германии мечтательностью. Такое понимание эклектики как истинной, свободной философии, основанной на достоверных суждениях собственного разума, сохранялось на протяжении всего Просвещения в Германии и распространилось также за её пределами. Однако в первой половине 18 в. отношение к эклектике радикально изменилось. Эклектика стала пониматься в значении близком современному. Основную роль в этом процессе сыграли Г. В. Ф. Гегель и гегельянцы, пренебрежительно относившиеся к философским взглядам несистематических мыслителей и всему немецкому Просвещению.