Рыночная цена товара, работы, услуги (легальная дефиниция)
Ры́ночная цена́ това́ра, рабо́ты, услу́ги, цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях [п. 4 ст. 40 Налогового кодекса РФ (НК РФ)].
Рыночная цена товара (работы, услуги) является категорией налогового права и используется налоговыми органами в целях осуществления налогового контроля за правильностью применения цен по сделкам. Сущность и значение данной категории заключается в том, что она используется налоговыми органами для опровержения предусмотренной п. 1 ст. 40 НК РФ презумпции соответствия договорной цены уровню рыночных цен на товары, работы или услуги. Так, при осуществлении налогового контроля по операциям, предусмотренным п. 2 ст. 40 НК РФ, налоговые органы осуществляют сопоставление цены, указанной сторонами в договоре, и рыночной цены на идентичные товары (работы, услуги). При констатации отклонения указанных цен в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 %, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога. Расчёт доначисленного налога производится исходя из рыночной цены (п. 3 ст. 40 НК РФ). При этом для определения рыночной цены налоговые органы опираются на положения пунктов 4-11 ст. 40 НК РФ.
НК РФ предусматривает 3 основных метода определения рыночной цены на товары (работы, услуги):
Метод использования информации о сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях (п. 9 ст. 40 НК РФ).
Метод цены последующей реализации (абзац 1 п. 10 ст. 40 НК РФ).
Затратный метод (абзац 2 п. 10 ст. 40 НК РФ).
Указанные методы применяются последовательно, в случае если применить предыдущий метод невозможно (письмо Министерства финансов РФ от 29 марта 2007 № 03-02-07/1-144).