Ротоскопирование
Ротоскопи́рование (ротоскопинг; от англ. rotoscoping, буквально – фотоперекладка, эклер), в анимационном кино – техника покадровой обрисовки отснятой фото-, видео-, киноплёнки либо изображений с цифрового носителя со съёмкой реальных актёров и декораций.
Изобретение и распространение в США
Изобретено в 1915 г. американским аниматором, режиссёром и продюсером Максом Флейшером. При помощи специального проектора, ротоскопа (англ. rotoscope), видеоизображение покадрово проецировалось на стекло, накрытое бумажной калькой. Кадр обрисовывался и рисунок повторно снимался как кадр мультфильма. М. Флейшер сумел добиться более реалистичной передачи движений персонажей, чем в большинстве анимационных фильмов начала 20 в.
Первый, демонстрационный, мультфильм в технике ротоскопирования изготавливался в течение 12 месяцев, за это время было отрисовано и заново отснято 2,6 тыс. кадров. Актёром, с которого «перерисовывался» главный персонаж, клоун Коко, стал брат М. Флейшера – Дейв Флейшер. Этот экспериментальный анимационный фильм (хронометраж 1 мин) стал первым в серии мультфильмов под общим названием «Из чернильницы» («Out of the Inkwell»). Последующие мультфильмы данной серии, созданные Флейшерами с использованием ротоскопа, представляли собой комбинацию реалистичной анимации и кино: в кадре рисованные персонажи взаимодействовали с живыми актёрами. Главного героя Коко, как и в демоверсии, играл Д. Флейшер, а в роли его соперника-художника выступил сам М. Флейшер. Первый мультфильм сериала «Из чернильницы» (режиссёр Д. Флейшер) был показан в кинотеатре 19 апреля 1919 г. и оказался экономически успешным. Появление техники ротоскопирования способствовало выделению мультипликации в самостоятельный жанр, который демонстрировался в кинотеатрах отдельными сеансами, имел свою зрительскую аудиторию и отдельную нишу в коммерческом кинопрокате.
В 1929 г. М. Флейшер основал компанию Fleischer Studios, которая специализировалась на производстве мультипликационных фильмов в технике ротоскопирования. С применением данной технологии студией Флейшера были созданы серии мультипликационных короткометражных фильмов с популярными персонажами (Бетти Буп, Моряк Попай и Супермен), а также полнометражный мультфильм «Приключения Гулливера» (режиссёр Д. Флейшер, 1939).
При помощи ротоскопирования создавался и первый полнометражный рисованный мультфильм студии У. Диснея – «Белоснежка и семь гномов» («Snow White and the Seven Dwarfs», режиссёры Д. Хэнд, П. Пирс, У. Коттрелл, Л. Мори, У. Джексон, Б. Шарпстин, 1937). Главную героиню сыграла танцовщица и актриса Мардж Чампьон (Марджори Селеста Белчер; 1919–2020), лицо Белоснежки было заметно стилизовано, но движения мультипликаторы скопировали с живого прототипа во всех деталях. Позднее, совмещая метод ротоскопирования с традиционной рисованной анимацией, У. Дисней создал целый ряд известных полнометражных мультфильмов: «Золушка» (режиссёры У. Джексон, Х. Ласк, К. Джероними, 1950), «Алиса в Стране чудес» (режиссёры К. Джероними, У. Джексон, Х. Ласк, Дж. Кинни, 1951), «Спящая Красавица» (режиссёры К. Джероними, В. Райтерман, Э. Ларсон, Л. Кларк, 1959) и др.
Применение в СССР
В СССР ротоскопирование стало известно под названиями «фотоперекладка» или «эклер» (от названия марки проекционного аппарата Eclair).
Техника эклера, которую начали использовать ещё в 1920-х гг., особую популярность приобрела в 1950-х гг. С применением фотоперекладки были созданы многие советские полнометражные мультфильмы-сказки: «Цветик-Семицветик» (режиссёр М. М. Цехановский, 1948), «Сказка о рыбаке и рыбке» (режиссёр Цехановский, 1950), «Ночь перед Рождеством» (режиссёры сёстры З. С. и В. С. Брумберг, 1951), «Каштанка» (режиссёр Цехановский, 1952), «Аленький цветочек» (режиссёр Л. К. Атаманов, 1952), «Царевна-Лягушка» (режиссёр Цехановский, 1954), «Золотая антилопа» (режиссёр Атаманов, 1954), «Снежная Королева» (режиссёр Атаманов, 1957).
В работе над этими мультфильмами принимали участие известные советские актёры: М. Ф. Астангов, М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, А. Н. Грибов, Н. О. Гриценко, Л. О. Гриценко, А. А. Консовский, Н. Л. Крачковская, В. П. Марецкая, Г. Ф. Милляр, Б. П. Чирков, М. М. Яншин и др. Их жесты и движения зачастую переводились на целлулоид более тщательно и детально, чем у У. Диснея, поэтому в советской анимации 1950-х гг. так много реалистичных персонажей с естественными пропорциями тела, движениями и жестами.
В 1960-х гг. техника ротоскопирования потеряла актуальность, поскольку в значительной мере ограничивала возможности сценаристов и художников, вынужденных вписываться в жёсткие рамки реалистичной анимации. Из полноценного метода производства рисованных мультфильмов фотоперекладка превратилась в один из многих вспомогательных инструментов в арсенале кинематографистов и мультипликаторов.
Ротоскопирование в современных условиях
С 1980-х гг. благодаря возможностям современных компьютерных программ ротоскопирование вновь широко используется как один из художественных приёмов в различных видах изобразительных и зрелищных искусств – от комиксов и фотографии до рекламных роликов, музыкальных клипов и полнометражных художественных фильмов. В числе последних: «Поп Америка» (режиссёр Р. Бакши, США, 1980), «Пробуждение жизни» (режиссёр Р. Линклейтер, 2001), «Пять препятствий» (эпизод 4 «Мультфильм», режиссёры Л. фон Триер, Й. Лет, 2003), «Помутнение» (режиссёр Линклейтер, 2006), «Ренессанс» (режиссёр К. Волькман, 2006), «Год рыбы» (режиссёр Д. Каплан, 2007), «Вальс с Баширом» (режиссёр А. Фольман, 2008) и др.
Техника ротоскопирования нашла широкое применение в сфере производства компьютерных и видеоигр, среди них бестселлеры игровой индустрии 1980–1990-х гг.: «Karateka» (США, 1984), «Prince of Persia» (США, 1989), «Another world» (Франция 1991), «Mortal Kombat» (США, 1992), «Flashback: The Quest for Identity» (Франция, 1992), «The Last Express» (США, 1997), «Wasted Dreams» (Хорватия, 1999) и др.
Магистральным направлением в ротоскопировании 21 в. стала инновационная технология, которая используется в 3D-мультипликации, кинофильмах с фантастическими персонажами и трёхмерными спецэффектами и в графическом дизайне видеоигр. В основе данной технологии лежит усовершенствованный принцип проекции: при помощи специальных датчиков, размещённых на теле актёра, вместо отдельных линий и контуров копируются движения, а вместо плоского 2D-рисунка формируется трёхмерная модель. Процесс, при котором датчики передают информацию о движении героя и проецируют её на смоделированное пространство, получил название «захват движения» (англ. motion capture). Среди самых известных фильмов, созданных с помощью технологии захвата движения: «Звёздные войны. Эпизод 1 – Скрытая угроза» (режиссёр Дж. Лукас, 1999), «Властелин колец: Две крепости» (режиссёр П. Джексон, 2002), «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (режиссёр Г. Вербински, 2006), «Аватар» (режиссёр Дж. Кэмерон, 2009), «Тайна красной планеты» (режиссёр С. Уэллс, 2011), «Приключения Тинтина: Тайна единорога» (режиссёр С. Спилберг, 2011), «Хоббит: Нежданное путешествие» (режиссёр П. Джексон, 2012), «Новый Человек-паук» (режиссёр М. Уэбб, 2012), «Тарзан» (режиссёр Р. Клосс, 2013), «Черепашки-ниндзя» (режиссёр Дж. Либесман, 2014), «Эволюция» (режиссёр Ж. Деббуз, 2015), «Книга Джунглей» (режиссёр Дж. Фавро, 2016), «Красавица и Чудовище» (режиссёр Б. Кондон, 2017), «Король Лев» (режиссёр Дж. Фавро, 2019), «Аладдин» (режиссёр Г. Ричи, 2019), «Чип и Дейл спешат на помощь» (режиссёр А. Шаффер, 2022).