Россия. Здравоохранение. Система здравоохранения в СССР. Образование и кадры
Образова́ние и ка́дры в пери́од СССР, включает развитие медицинского образования в период СССР и обеспеченность медицинскими кадрами.
Реформы медицинского образования в 1930-е гг.
В 1930-е гг. медицинские факультеты университетов в СССР постепенно были преобразованы в самостоятельные медицинские институты. В последующие годы в них открывали фармацевтические, педиатрические, стоматологические и санитарно-гигиенические факультеты. Активно развивалось профилактическое направление, вводились курсы социальной гигиены, что получило отражение в учебных планах медицинских институтов и училищ. К 1930 г. численность медицинских работников выросла на 41 % по сравнению с 1913 г. Степень обеспеченности медицинским персоналом в разных регионах страны существенно различалась.
В 1930-е гг. в медицинских образовательных учреждениях существенно реформировали методику преподавания и оценки знаний, путём сокращения и изменения ряда дисциплин предполагали сократить сроки обучения (до 3,5 лет) и тем самым увеличить число выпускаемых врачей. Модель подготовки врачей стала двухэтапной, включающей практическую стажировку в лечебных учреждениях в течение 1 года. Приём студентов-первокурсников осуществляли 2 раза в год. 19 июня 1930 г. правительство издало постановление «О реорганизации системы подготовки врачебных кадров», главной целью которого было расширение объёма подготовки специалистов по всем профилям, увеличение срока обучения в медицинских вузах для лечебно-профилактических специальностей, охраны материнства и детства и общесанитарной подготовки до 4 лет, санитарно-профилактических специальностей, а также для стоматологии до 3,5 лет. Увеличение интенсивности обучения не дало положительных результатов, наблюдали снижение успеваемости студентов и качества подготовки выпускников. Для улучшения подготовки специалистов медицинского профиля, в 1934 г. были введены единые учебные программы, предполагавшие пятилетний срок обучения на всех факультетах медицинских институтов, специализацию на 5-м курсе, также были увеличены государственные ассигнования на выплату стипендий, научно-исследовательскую работу.
К 1935 г. по всей стране было 55 самостоятельных медицинских институтов, 11 стоматологических институтов. В этом же году была введена клиническая ординатура и аспирантура (Ермолаева. 2016; Клопот. 2017; Макарова. 2018).
Медицинское образование в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. внесли существенные изменения в медицинское образование: учебный процесс и подготовка квалифицированных кадров были перестроены для обеспечения восстановления здоровья и спасения солдат. Многие студенты и преподаватели ушли на фронт, а медицинские вузы и училища были эвакуированы. Учебные планы предусматривали увеличение часов по военно-санитарным дисциплинам, военно-полевой хирургии, инфекционным болезням, эпидемиологии и военной гигиене. Институты для усовершенствования врачей [например, Казанский государственный институт для усовершенствования врачей имени В. И. Ленина (Казанский ГИДУВ)] проводили сокращённые тематические курсы для врачей, работающих в госпиталях, без отрыва от работы, программы курсов включали основные вопросы военно-полевой медицины. Срок обучения в вузах сократили до 3,5 лет, проводили досрочные выпуски студентов 4-х курсов, что позволило обеспечить фронт необходимым медицинским персоналом. Обучение студентов по сокращённым учебным планам носило временный характер, поскольку не обеспечивало необходимое качество образования, с осени 1942 г. вузы вернулись к нормальным учебным планам и профильной подготовке врачей. В годы войны в медицинских вузах не прекращалась научно-исследовательская работа, которая в первую очередь была обращена к оборонной тематике: военный травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарственных средств (Хадимуллина. 2020).
Медицинское образование в послевоенные годы
В послевоенные годы для улучшения качества подготовки медицинских кадров было необходимо реформирование медицинского образования, увеличение длительности обучения студентов, изменение учебных планов и программ, расширение клинической базы, улучшение технического оснащения учебных занятий. Сеть медицинских институтов продолжала расти. Особое внимание было обращено на развитие медицинских институтов в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В 1948 г. утверждён новый порядок распределения молодых специалистов. Выпускников медицинских вузов стали направлять в распоряжение руководителей здравотделов, которые исходили из существовавших местных потребностей. Им обеспечивали гарантированное трудоустройство по распределению (Чакин. 1968; Затравкин. 2020; Shimkin. 1959).
В 1956 г. было 77 медицинских вузов в 14 из 15 республик СССР, в которых обучали 152 767 студентов. В РСФСР было 45 медицинских вузов, на Украине 14, в Белоруссии 2, в Узбекской СССР 4, в Казахской СССР 3 и в остальных 8 республиках было по одному медицинскому вузу. В каждом медицинском вузе было от одного до 5 факультетов (лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический) (Shimkin. 1959).
Медицинское образование и кадры в 1960–1980-е гг.
В 1960-е гг. в высшее медицинское образование была введена субординатура, в последующем её сменила интернатура. На фоне неплохой обеспеченности врачебными кадрами существовал дефицит медицинских работников среднего звена. Развитие медицинских училищ шло не такими быстрыми темпами, что привело к диспропорции между врачебными и средними медицинскими работниками (Клопот. 2017).
В 1960-е гг. введена система 7-летней подготовки медицинских кадров. Интенсивное развитие получила система усовершенствования врачей. Во 2-й половине 1960-х гг. в СССР функционировали 76 медицинских вузов (не считая фармацевтических) и 9 медицинских факультетов при университетах, в 1977 г. – 82 медицинских вуза и 9 медицинских факультетов в университетах (Чакин. 1968; Бякина. 2009; Сильченко. 2016).
В 1960–1989 гг. в СССР произошли значительные изменения в обеспеченности медицинскими кадрами: число врачей увеличилось почти в 3 раза, число среднего медицинского персонала – в 2,4 раза (Затравкин. 2021).
Во 2-й половине 20 в. совершенствовалась система повышения квалификации медицинских работников (Исторические аспекты трансформации ... 2021), профессиональную подготовку и переподготовку врачей в сфере последипломного образования осуществляли институты усовершенствования врачей.