Романовская Елена Евгеньевна
Романо́вская Еле́на Евге́ньевна (урождённая Кожемякина) [12(24).5.1890, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния, ныне Пушкин, в черте Санкт-Петербурга – 22.11.1947, Ташкент], музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944). Один из первых этномузыковедов Узбекистана.
В 1908 г. окончила Владимирскую учительскую школу в Санкт-Петербурге, где изучала в том числе теорию музыки, хоровое пение, овладела игрой на скрипке и фортепиано. В 1908–1912 гг. учительствовала в Новгородской губернии (школа в деревне Летутино, учительская семинария в селе Канавино, Мариинская женская гимназия в Череповце).
В 1917 г. приехала в Узбекистан вместе с мужем В. И. Романовским. В 1920–1925 гг. вела теоретические предметы в Туркестанской народной консерватории и в музыкальном техникуме (1923–1925) при её отделении в старогородской части Ташкента.
В 1925 г. поступила в Ленинградскую консерваторию (историко-теоретический факультет), где в числе её педагогов были Б. В. Асафьев (основатель факультета) и Х. С. Кушнарёв; окончила в 1929 г.
По возвращении в Узбекистан преподавала в Ташкентском музыкальном техникуме (1929–1936), Высшей музыкальной школе (1934–1935). В 1936–1947 гг. преподавала в Ташкентской консерватории (открыта в 1936 на базе Высшей музыкальной школы) на кафедре теории музыки, с 1937 г. читала авторские курсы «Узбекская народная музыка» и «История современной музыки»; в 1937–1940 гг. ректор (директор) консерватории.
С 1938 г. член (в 1940–1945 ответственный секретарь) Союза композиторов Узбекистана (ныне Союз композиторов и бастакоров Узбекистана), в 1938–1944 гг. музыкальный редактор Узбекского государственного издательства (Госиздат УзССР).
Основную научно-исследовательскую и этномузыковедческую деятельность осуществляла в Научно-исследовательском институте искусствознания имени Хамзы (с 2009 Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан), где в 1932–1947 гг. была научным сотрудником отдела музыки (в 1944–1947 заместитель директора по науке).
Участница семи этномузыковедческих экспедиций: Ферганской (1931, летний сезон, совместно с В. А. Успенским, И. А. Акбаровым, Х. М. Мухамедовой), Хорезмской (1934, апрель – май, совместно с Акбаровым), Памирской [1935, август, в составе экспедиции Среднеазиатского госуниверситета (САГУ)], Бухарской (1936, январь), Шахимарданской (1939, февраль, совместно с Акбаровым), на Большой Ферганский канал (1939, август, с фольклористом-филологом Х. Т. Зарифом, по другим данным, с ташкентским преподавателем М. Шариповым), Гиждуванской (1940, ноябрь, совместно с Акбаровым). В общей сложности записала свыше 1000 образцов узбекского музыкального наследия. В их числе: песни традиционного и современного репертуара, по большей части женского и (впервые) детского; образцы бухарского Шашмакома, хорезмских, фергано-ташкентских макомов, записанные от знатоков традиции Домла Халима Ибадова, Уста Шоди Азизова, Матъякуба Харратова, Абдусоата Вахобова; памирский дастан «Тошбек и Гулькурбон» от Косома Шотимурова из Хорога (Горно-Бадахшанская область, Таджикистан); инструментальные пьесы, исполнявшиеся на разных узбекских народных инструментах.
Основной вклад в музыкальную науку – собрание «Узбекские народные песни» в 2 томах (1939; 2-й том в соавторстве с И. А. Акбаровым), первая в Узбекистане антология такого рода; в неё вошло более 160 нотированных образцов узбекского песенного творчества.
Круг научных интересов Е. Е. Романовской – ладовая и ритмическая природа, формообразование узбекской народной песни (труды «Узбекские частушки», «Бухарские песни», «Музыкальные записи фольклора»), особенности женского исполнительства («Узбекские песни, записанные от ферганских женщин»). Ею осуществлена классификация и систематизация жанров узбекской музыки («Узбекская народная музыка», «Жанры узбекской музыки»). Записаны и нотированы вокальные образцы Шашмакома («Записи от Дамуллы Халима Ибадова»), инструментальные разделы свода хорезмских макомов («Хорезмская классическая музыка»), фергано-ташкентских макомных циклов («Узбекская инструментальная музыка»). Собраны сведения о носителях традиционного музыкального наследия, разработана методология собирательской работы.
Е. Е. Романовская – первый в Узбекистане этномузыковед, избравший для изучения узбекскую народную песню и применивший к ней научно-практический опыт, критерии и принципы русской фольклористики (Е. Э. Линёва, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд, Н. Я. Брюсова). Наряду со слуховой записью активно использовала фонограф. Широкий региональный охват, жанрово-тематическое разнообразие, достоверность и весомое количество опубликованных записей сообщают научному наследию Романовской высокую ценность.
Автор и составитель учебно-методических пособий, сборников для музыкальных учебных заведений начального, среднего и высшего звена; в их числе: «30 ашула. Сборник узбекских и русских песен для школы I ступени и пионеротрядов», учебник сольфеджио на узбекском песенном материале, «Краткий курс узбекской музыкальной культуры», программа курса «Узбекская народная музыка» для консерватории. Одновременно занималась популяризацией музыкальной культуры Узбекистана в научной и периодической печати («Музыкальный театр Узбекистана», «30 лет узбекской музыки», «Значение фольклора в строительстве музыкальной культуры Узбекистана», «Беседы о музыке в кружках самодеятельности», «Макомы Хорезма», «Опыты гармонизации узбекской музыки» и др.).
Многие неопубликованные работы Романовской, в том числе «Жанры узбекской музыки» (1943, 168 авторских листов) и «Запись текста и музыки каландарей» (1945, 60 авторских листов), наряду с экспедиционно-полевыми отчётами, дневниками, нотными расшифровками и рядом выполненных ею фонографических записей хранятся в архиве рукописей и аудиофонде Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан. Некоторые статьи и нотные материалы впервые опубликованы в сборнике «Романовская Е. Е. Статьи и доклады. Записи музыкального фольклора».