Акбаров Ильяс Акбарович
Акба́ров Илья́с Акба́рович [22.4(5.5.)1909, Ташкент – 27.1.2002, там же], узбекский музыковед, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1956). Один из первых этномузыковедов Узбекистана.
В 1924–1932 гг. обучался в Ташкентском музыкальном техникуме у В. А. Успенского, Е. Е. Романовской (теория и история музыки, фольклористика), Абдусоата Вахобова (дутар), Шорахима Шоумарова (танбур). Здесь же в 1930–1936 гг. преподавал теоретические дисциплины. В 1941 г. окончил факультет музыковедения и композиции Ташкентской консерватории (по музыкально-теоретическим дисциплинам учился у В. А. Успенского, Ю. А. Фортунатова, В. А. Цуккермана, Я. Б. Пеккера, по композиции – у Г. А. Мушеля, Б. Б. Надеждина). В 1936–1948 гг. в Научно-исследовательском институте искусствознания имени Хамзы (с 2009 Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан): с 1939 г. научный сотрудник отдела музыки, в 1941–1948 гг. директор (с перерывом с конца 1941 до 1943, когда институт не работал). В 1941–1943 гг. директор Ташкентского государственного музыкального училища имени Хамзы. В 1944–1991 гг. работал в Ташкентской консерватории (по совместительству), с 1963 г. доцент, с 1979 г. профессор, в 1963–1991 гг. заведующий кафедрой теории музыки.
В 1955–1960 гг. заместитель председателя Правления, в 1960–1986 гг. председатель Музфонда Союза композиторов Узбекской ССР; с 1953 г. член Союза композиторов СССР, неоднократно избирался в состав Правления. В 1936–1939 гг. редактор и заведующий музыкальным отделом Узбекского государственного издательства (Госиздат УзССР). В 1960–1980 гг. председатель совета по музыкальному воспитанию Республиканского учебно-методического центра (РУМЦ) Министерства народного образования Узбекской ССР.
Участник девяти этномузыковедческих экспедиций: Ферганской (1931, совместно с В. А. Успенским, Е. Е. Романовской, Х. М. Мухамедовой), Хорезмской (1934, совместно с Романовской), по окрестностям Ташкента (1935, совместно с Т. Мирзаевым), по Ферганской долине (1937, совместно с М. А. Афзаловым), Шахимарданской (1939, совместно с Романовской), Гиждуванской (1940, совместно с Романовской), по Андижанской и Ферганской областям (1945, совместно с М. А. Афзаловым), двух Андижанских (1959, 1960, совместно с М. Ш. Ахмедовым). Результатом деятельности по сбору и расшифровке записей узбекского музыкального наследия стала публикация сборников (на узбекском языке, изданы в Ташкенте): «Сборник песен» (1939), «Узбекские народные песни» (1939, 2-й том, совместно с Романовской), «Песни Хамзы» (1949), «Песни Хамзы в обработке композиторов Узбекистана» (1959), «Узбекские народные песни на стихи Навои» (1949), «Ритмы дойры» (1952), «Песни на стихи Мукими и Фурката» (1958) и др.
Одним из первых обратился к нотной расшифровке хорезмской танбурной нотации – системы знаковой фиксации музыкального текста, выработанной в конце 19 – начале 20 вв. хорезмскими бастакорами.
Научный редактор и автор вступительных статей к томам девятитомной антологии «Ўзбек халқ музикаси» («Узбекская народная музыка», 1955–1962; сбор материала и нотация в 1–5-м томах осуществлены Ю. Раджаби, в 6–7-м, 9-м томах – М. Юсуповым, в 8-м томе – А. Халимовым), которая поныне считается наиболее полным собранием узбекской традиционной музыки, охватившим практически весь её жанровый спектр. Ответственный редактор нотного издания «Хорезмские макомы» в 3 томах (сбор и запись М. Юсупова; 1980–1987). Автор первого словаря музыкальных терминов на узбекском языке (Ташкент, 1987; 2-е издание – Ташкент, 1997).
Автор детских песен, музыки (в соавторстве с И. Хамзиным) к спектаклю «Ёрилтош» («Камень, расколись!»), популярному в 1930-х – 1950-х гг. Внёс значительный вклад в музыкальную педагогику, методику, музыкальное воспитание. Опубликовал множество песенных сборников (первый – 6 узбекских песен, в соавторстве с Х. М. Мухамедовой, предисловие и редакция В. М. Беляева. М., 1934), методических пособий по музыке для музыкальных и общеобразовательных школ. Вёл большую просветительскую деятельность на страницах периодической печати, выступал с лекциями в Узбекской государственной филармонии.
Рукопись незащищённой кандидатской диссертации И. А. Акбарова «Узбекская свадьба» (116 авторских листов, написана в 1943–1946) хранится в архиве Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан.
Награждён орденами «Знак Почёта» (1959), Трудового Красного Знамени (1976), орденом «Эл-юрт хурмати» (2000).