Туркестанская народная консерватория
Туркеста́нская наро́дная консервато́рия, первое в Средней Азии государственное музыкально-образовательное учебное заведение. Существовала в 1918–1922 гг. в Ташкенте. Организована по образцу Московской (1906–1916), Санкт-Петербургской (Петроградской; 1908–1918), Саратовской (1916–1924) и других народных консерваторий. Организаторами Туркестанской народной консерватории были вошедшие в состав её первого Правления Е. А. Чернявский, В. А. Успенский, В. Ф. Сакович, В. М. Кох, С. Луконин, директорами – В. Л. Карелин (1918), Г. И. Арский (Гизлер) (1919–1920), Т. Дробничек (1921–1922).
Основные задачи: обучение игре на музыкальных инструментах (в том числе народных) с обязательным прохождением курсов элементарной теории музыки, гармонии, сольфеджио, музыкальной литературы; привлечение учащихся к исполнительской практике; широкая популяризаторская деятельность путём организации общедоступных симфонических и хоровых концертов, вечеров национальной и этнографической музыки, оперных постановок.
Огромный наплыв учащихся (1800 при установленном контингенте в 600 человек) обусловил открытие в 1919 г. двух отделений Туркестанской народной консерватории: в Привокзальном и Старогородском районах Ташкента.
Первыми преподавателями были русские музыканты: пианистки – Н. Б. Карцева, Н. К. Гилёва, К. М. Селихович (Успенская), Е. А. Дьякова, С. Х. Еникеева; скрипачи – Корин Корен, Н. Н. Нитше; виолончелист В. М. Кох; певцы – А. П. Власов, М. М. Корвин-Косаковская; хормейстеры – С. М. Глоба-Нефедов, В. Ф. Сакович; музыканты и капельмейстеры духовых оркестров – Ф. А. Козлянский, В. В. Лейсек, Ф. И. Неговелов; композиторы, музыковеды и теоретики – Г. И. Арский (Гизлер), В. А. Успенский, Е. Е. Романовская, Н. Н. Миронов и др.
К преподаванию в старогородском филиале (заведующий В. А Успенский) были привлечены знатоки узбекского музыкального наследия: Шорахим Шоумаров, Абдусоат Вахобов, Шобарат Каюмов, Курбан Хакимов, Махмуд Ходжаев, Исмат Лутфуллаев, Давлат Ахун Кадыров.
В 1922 г. Туркестанская народная консерватория, сыграв весомую роль в становлении музыкального образования и просвещения в Узбекистане, была преобразована в Туркестанский музыкальный техникум. Её привокзальный и старогородской филиалы в 1923 г. также были реорганизованы в музыкальные техникумы. В декабре 1924 г. на базе их слияния был образован Ташкентский музыкальный техникум (название с 1925) – с 1936 г. Ташкентское государственное музыкальное училище, с 1939 г. – Ташкентское государственное музыкальное училище имени Хамзы, с 2001 г. – Республиканский музыкальный колледж (в 2010 закрыт).