Бастакор
Бастако́р (от узб. и тадж. баста, буквально – связанный и кор – дело, занятие, действие; басталамоқ – перекладывать стихи на мелодию), узбекский и таджикский профессиональный традиционный музыкант. Сочинитель и исполнитель, создатель версий традиционных инструментальных и вокальных мелодий. Термин встречается в восточных средневековых трактатах о музыке (среди авторов – аш-Ширази, аль-Амули, Дарвеш Али Чанги), мемуарной литературе (Алишер Навои, Бабур, Зайниддин Махмуд Восифи и др.) и используется поныне.
Бастакор (нередко определяемый в русскоязычной традиции как мелодист) сочиняет в рамках монодийной традиции. Степень мастерства бастакора определяется не столько преобразованием существующего музыкально-поэтического канона, сколько умением создавать на его основе варианты (версии). Это может быть перетекстовка существующей мелодии-модели иными (содержательно близкими к исходным) стихами или, наоборот, распевание данного поэтического текста на другую мелодию; создание инструментального варианта вокального образца и наоборот; обогащение какого-либо образца мелодическим, ритмическим варьированием, мелизматикой, вводом новых, в том числе кульминационных, разделов, и т. п.; сочинение собственных произведений на основе сложившихся в устной традиции композиционных типов, образно-эстетических идеалов, локальных стилевых особенностей.
Творчество бастакоров особенно проявилось в сфере макомного искусства. Многие варианты вокальных и инструментальных номеров Шашмакома, хорезмского макомного цикла, фергано-ташкентских макомов названы по именам их создателей: Мухаммаси, Мирза Хаким, Сакили Бастаи Нигор, Мураббаи Комил и др. Отзываясь на веяния времени и запросы аудитории, творчество бастакоров обладает способностью к развитию и обновлению своего интонационного словаря.
Знания, опыт, исполнительские и сочинительские навыки бастакоров передаются преимущественно традиционным – устным способом: от учителя (устоз) к ученику (шогирд). Наряду с этим известен уникальный опыт бастакоров Хорезма по созданию т. н. хорезмской танбурной нотации (создавалась в конце 19 в.).
На этапе формирования современной музыкальной культуры Узбекистана (1930-е –1950-е гг.) многие (преимущественно музыкально-сценические) произведения стали результатом содружества бастакоров (мелодический материал) и композиторов, получивших академическое образование.
В числе крупных мастеров-бастакоров 20–21 вв.: Ходжи Абдулазиз Расулев, Мулла Туйчи Ташмухамедов, Хамза Хакимзаде Ниязи, Шорахим Шоумаров, Тохтасын Джалилов, Имамджан Икрамов, Фахриддин Садыков, Ганиджан Ташматов, Камилджан Атаниязов, Орифхон Хотамов, Шерали Джураев, Абдухошим Исмаилов, Ульмас Расулов.