Рохинджа
Рохи́нджа́ (англ. Rohingya; бирм. ရိုဟင်ဂျာ), этноконфессиональная группа, мусульмане-сунниты бенгальского происхождения, проживавшие в 20 – начале 21 вв. на территории Мьянмы в штате Ракхайн (бывший Аракан). Самоназвание «рохинджа» возникло в начале 1950-х гг. и обозначает, по одним данным, бенгальских переселенцев, по другим – мятежников-моджахедов, боровшихся за создание самостоятельного исламского государства на территории Аракана после обретения Бирмой независимости (1948). Рохинджа пользуются читтагонгским диалектом бенгальского языка с элементами персидского, который бенгальцы не понимают.
В отличие от полноправных граждан Мьянмы – буддистов-араканцев, одной из 8 «основных» этнических групп, а также мусульман индийского и китайского происхождения (бирманские мусульмане), живущих в стране с колониального периода, когда Бирма была частью Британской Индии, и говорящих на бирманском языке, – мусульмане-рохинджа не признаны коренным населением Мьянмы, а потому, согласно закону о гражданстве 1982 г., не отнесены ни к одной из 135 официально признанных традиционных национальностей страны, т. е. являются апатридами. В переписи населения они причисляются к категории «другие», объединяющей всех не имеющих права претендовать на гражданство, поэтому точная их численность неизвестна. До массового исхода рохинджа в Бангладеш осенью 2017 г. в штате Ракхайн сосуществовали две основные группы – буддисты-ракхайны, или араканцы, и мусульмане-рохинджа. Согласно переписи населения 2014 г., последние составляли до 40 % населения штата. Массовый исход рохинджа начался после операции армии Мьянмы против вооружённого формирования «Армия спасения рохинджа Аракана» (признано в стране террористическим), совершившего атаки на пограничные посты и расположения воинских частей в августе 2017 г.
Оценочная численность на 2020 г. − около 2 млн человек. До их массового исхода (более 750 тыс.) из Мьянмы в Бангладеш в 2017 г. около 1 млн человек проживали на территории Мьянмы, более 400 тыс. − в Бангладеш, включая беженцев в специальных лагерях. В настоящее время в лагерях беженцев в городах Кокс-Базар и Текнаф в Бангладеш находятся более 1 млн рохинджа, причём 400 тыс. человек появились там после начала реализации иммиграционного закона от 1974 г., что привело к массовому бегству рохинджа из Мьянмы. Беженцы, не имея гражданства Бангладеш, лишены возможности обучать своих детей в местных школах и пользоваться национальной учебной программой, что является следствием целенаправленной политики правительства Бангладеш, которое препятствует интеграции беженцев в местное общество. Перенаселённая страна терпит гуманитарные и экологические бедствия и пытается решить проблему беженцев различными способами: путём переговоров с властями Мьянмы об условиях их репатриации и даже переселением 100 тыс. рохинджа на ранее необитаемый, но обустроенный для проживания о. Бхасан-Чар. Помощь ООН и некоммерческих организаций также не решает эту проблему. На территории Мьянмы рохинджа осталось около 300 тыс. (по другим данным, около 600 тыс.), они проживают во временных лагерях для перемещённых лиц. Остальные рассеялись по всей Азии: в трущобах Карачи и других городов Пакистана проживают около 500 тыс. рохинджа, также не имеющих в этой стране гражданства; около 200 тыс. находятся в Саудовской Аравии и ОАЭ в качестве рабочих-мигрантов, около 420 тыс. нашли убежище в странах Юго-Восточной Азии − Малайзии, Индонезии, Таиланде, 40–50 тыс. – в Индии. Некоторые добрались до Австралии, Новой Зеландии, Японии.
Защитники рохинджа, стремящиеся доказать, что они проживали на этой земле много веков, ссылаются на единственный письменный документ – доклад 1799 г. шотландского ботаника и зоолога Ф. Бьюкенена-Гамильтона, работавшего в колониях в начале 19 в. В докладе упоминаются представители мусульманского народа руинга (rooinga), проживавшего на территории нынешнего штата Ракхайн, которых он встретил в старой столице Бирмы Аве. Таким образом мусульмане обозначили тогда свою географическую принадлежность – название Аракан на их диалекте звучало как «Рохандж». По мнению современных мьянманских исследователей, речь шла о бенгальцах, составляющих сегодня 98 % населения Бангладеш, граничащей с Мьянмой на западе. В Мьянме они не признаются национальным меньшинством и не входят в список 135 официально признанных традиционных национальностей страны. Но их предки получили гражданство по факту постоянного проживания на территории Бирмы на момент обретения независимости в 1948 г. Следовательно, по закону от 15 октября 1982 г., они являются «ассоциированными гражданами». Те из них, кто такого гражданства на момент принятия закона 1982 г. не имел, но смог документально доказать факт проживания своих предков на территории страны в 1948 г., приобрели статус «натурализованных граждан». Предки бенгальцев действительно живут на территории Мьянмы по крайней мере с 15−16 вв. Но значительная часть бенгальцев штата Ракхайн, принадлежащих к читтагонгской ветви, в последние десятилетия предпочитает называть себя «рохинджа».
Бирманские мусульмане не поддерживают рохинджа, считая их «неправильными мусульманами», опасаясь, что в случае борьбы бирманского правительства с исламским экстремизмом, они пострадают в первую очередь. Бирманские мусульмане принимали участие летом 2012 г. в демонстрациях в Янгоне под лозунгами «Рохинджа – нет такой народности в Мьянме!».
Рохинджа отличаются от бирманцев и ракхайнцев языком, религией, культурой, происхождением и внешним видом (бирманцы – монголоиды, а бенгальцы – темнокожие европеоиды).
Большая часть рохинджа неграмотна, не имеет доступа к высшему образованию, место учителей в школах на территории Мьянмы занимали религиозные мусульманские наставники из-за рубежа. Такая же ситуация сохраняется в изгнании. С 2001 г. действует новостной ресурс Kaladan Press Network, основанный беженцами-рохинджа в Бангладеш. Публикует новости и другие материалы на английском, бирманском и бенгальском языках, посвящённые проблемам рохинджа. ООН называет рохинджа одним из самых преследуемых меньшинств в мире.