Кризис беженцев рохинджа
Кри́зис бе́женцев рохи́нджа́, массовая миграция рохинджа в Бангладеш и страны Юго-Восточной Азии в 2016–2017 гг.
Предпосылки конфликта
В штате Ракхайн (бывший Аракан) в Мьянме до 2017 г. помимо коренного населения – буддистов-араканцев – проживали более миллиона мусульман бенгальского происхождения, носителей читтагонгского диалекта бенгальского языка, называющих себя «рохинджа». Согласно Закону о гражданстве Бирманского Союза от 1982 г. они не могут иметь статус граждан страны. В Мьянме их считают незаконными мигрантами и не признают самоназвания «рохинджа», возникшего в начале 1950-х гг., называя их бенгальцами.
После аннексии Аракана Англией по итогам первой англо-бирманской войны (1824–1826) британские колонизаторы стали завозить туда дешёвую рабочую силу из мусульманской Бенгалии для сельскохозяйственных работ. В результате к 1931 г. из миллионного населения буддийского Аракана ¼ составляли бенгальские переселенцы.
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. отступавшие англичане вооружали мусульман-бенгальцев для сопротивления японским оккупационным войскам, которые дошли до Аракана. Мусульмане-бенгальцы – будущие рохинджа – и араканцы-буддисты, вместе с буддистами-бирманцами, сражавшимися на стороне японцев, оказались в разных лагерях конфликта. Мусульмане-бенгальцы, воспользовавшись ситуацией, стали захватывать деревни араканцев, убив за несколько месяцев, по приблизительной оценке, от 20 до 50 тыс. буддистов. По другим оценкам, погибли десятки тысяч человек с двух сторон. События 1942 г. вошли в историю Бирмы как «араканская резня». Тогда же произошёл первый отток бенгальцев в обратном направлении. 22 тыс. бенгальцев перешли в пакистанскую провинцию Восточная Бенгалия (современная Бангладеш).
В первые 14 лет независимости Бирмы (1948−1962) в обстановке всеобщего хаоса, возникшего из-за вспыхнувшего в разных областях страны сепаратистского движения, бенгальцы Аракана получили статус меньшинства и даже представительство в бирманском парламенте. В этот же период в Бирму продолжалась нелегальная миграция мусульман из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш), что спровоцировало в Аракане тяжёлое социально-экономическое положение и явный демографический перекос. Тогда же среди радикальных рохинджа возникли сепаратистские настроения: выдвигались идеи присоединения этого региона к Восточному Пакистану, создания независимого от Бирмы мусульманского государства − Аракандеш.
Преследование рохинджа при военном правительстве
Гонения на рохинджа на государственном уровне начались в 1962 г. после военного переворота, совершённого в Бирме генералом Не Вином, который стал проводить политику «бирманизации» страны, вынуждая покидать Бирму оставшихся иностранцев (индийцев, китайцев, пакистанцев). В связи с обострением индийско-пакистанских отношений в Восточной Бенгалии и войной между двумя странами в 1971 г. потоки беженцев-мусульман нашли убежище в соседней Бирме. Во 2-й половине 1970-х гг. в Аракане снова активизировалась деятельность мусульманских сепаратистов, стремившихся отделить Аракан от Бирмы и воссоединиться с недавно созданным государством Бангладеш. В этих условиях правительством Не Вина в 1978 г. была проведена кампания по вытеснению нелегальных мигрантов из Аракана силами бирманских армейских подразделений и местных буддистов-араканцев. В Бангладеш были выселены 200 тыс. бенгальцев. Позднее бо́льшая часть беженцев была репатриирована в Бирму.
Придя к власти в сентябре 1988 г., Государственный совет по восстановлению законности и порядка (с ноября 1997 – Государственный совет мира и развития) продолжил курс на ужесточение миграционной политики, активизировав кампанию по перерегистрации населения в соответствии с законом 1982 г. Согласно новым правилам, желающим получить бирманское гражданство бенгальцам-мусульманам следовало отказаться от этнонима «рохинджа» и подтвердить, что их предки проживали на территории Бирмы на протяжении трёх поколений, предоставив все необходимые официальные документы. Как правило, большинство рохинджа не могли доказать своё право на гражданство и пополняли ряды нелегальных иммигрантов.
Народное восстание в Бирме 1988 г. привело к ослаблению пограничного контроля. Этим воспользовались бенгальцы, и их приток в Аракан увеличился. Одновременно укрепили своё влияние базирующиеся в Бангладеш сепаратистские организации моджахедов – Араканский фронт независимости рохинджа и Организация солидарности рохинджа. Под влиянием внешних экстремистских групп часть молодых рохинджа радикализировались и присоединились к этим организациям.
В 1991–1992 гг. военные власти инициировали очередную кампанию по вытеснению рохинджа за пределы Мьянмы. Почти четверть миллиона людей под давлением воинских подразделений оказались на территории Бангладеш, где были размещены в специальных временных лагерях в районах Текнаф и Кокс-Базар. Позднее при содействии верховного комиссара ООН по делам беженцев их вернули в Мьянму. В 1996–1997 гг. десятки тысяч бенгальцев переместились на территорию Бангладеш из-за роста цен на продовольствие и нехватку рабочих мест в Мьянме. Около 100 тыс. бенгальцев бежали в Бангладеш после конфликта с местным буддистским населением в 2012 г.
Обострение конфликта
Кризис в Ракхайне обострился в октябре 2016 г., когда 3 пограничных поста на границе с Бангладеш подверглись нападениям боевиков-исламистов. Были убиты сотрудники пограничной полиции, похищено огнестрельное оружие и боеприпасы. Ответственность за теракт взяла группировка под названием «Движение веры» («Харака аль-Якин»). Позднее её переименовали в «Армию спасения рохинджа Аракана» (АСРА). Лидер АСРА полевой командир Ата Улла − выходец из семьи эмигрантов-рохинджа, родился в Карачи, вырос в Мекке, проходил боевую подготовку в Пакистане и Афганистане. Основную массу нападавших составляли местные рохинджа – около 400 жителей приграничных деревень, вооружённых ножами и другими подручными орудиями. В ответ на террористические акты власти Мьянмы объявили о создании ополчения из араканцев и начали полномасштабную войсковую операцию, которая продолжалась до 15 февраля 2017 г.
Катастрофическая ситуация с беженцами на территории Бангладеш сложилась в результате следующего вооружённого нападения боевиков из АСРА на опорные пункты мьянманской полиции в приграничной зоне в августе 2017 г. В ответ силы безопасности Мьянмы развернули кампанию массовых зачисток штата Ракхайн от боевиков. Спасаясь от военных, более 700 тыс. человек бежали в Бангладеш. Исход из Мьянмы бенгальцев рохинджа осенью 2017 г. стал самым массовым переселением народов в Юго-Восточной Азии после кризиса в Индокитае 1970-х гг.
В результате перемещения рохинджа в Бангладеш на протяжении нескольких десятилетий на территории страны в округе Кокс-Базар образовался лагерь для беженцев Кутупалонг. Приток беженцев стал огромной нагрузкой на экологическую и гуманитарную безопасность перенаселённой страны.
Власти Бангладеш не считают рохинджа своими гражданами и не желают расселять их на своей территории. Чтобы не допустить ассимиляции среди местного населения, беженцев размещают во временных лагерях, снабжая их питьевой водой, продовольствием, необходимыми предметами санитарии за счёт международных благотворительных организаций. В какой-то степени беженцы охвачены системой элементарного здравоохранения, но практически не имеют доступ к образованию. Правительство Бангладеш фактически запрещает официальное начальное образование детей рохинджа. В лагерях существуют лишь частные медресе, где изучают только Коран. Дети в лагерях беженцев часто попадают под влияние экстремистов и в дальнейшем пополняют их ряды. Общее число беженцев-рохинджа на территории Бангладеш составляет на начало 2021 г. более 1 млн человек.
На территории лагерей для беженцев орудуют боевики АСРА. Они жестоко расправляются с теми, кто выступает против вооружённой борьбы в штате Ракхайн и кого подозревают в сотрудничестве с бангладешскими спецслужбами. Женщины и дети из лагерей беженцев часто становятся жертвами преступных организаций, занимающихся торговлей людьми. Среди беженцев широко распространён сбыт наркотика «яба» (синтетический наркотик, производится в лабораториях штата Шан в Мьянме).
Намеченная на 2018/2019 г. репатриация беженцев из Мьянмы была сорвана из-за невозможности достигнуть договорённостей об условиях этой процедуры между представителями международных организаций и правительством Мьянмы. Сами беженцы также не желают возвращаться из-за опасения преследований. Не решает проблему и попытка властей Бангладеш переселить часть беженцев (100 тыс. человек) на образовавшийся из принесённых с Гималаев иловых отложений островок Бхасан-Чар в Бенгальском заливе.
Международная реакция
Мусульманские государства резко критикуют Мьянму за нарушение прав человека. В конце 2019 г. Гамбия от имени Организации исламского сотрудничества возбудила иск против Мьянмы, обвиняя её в геноциде рохинджа. ООН обозначает преследование мусульман рохинджа как преступление против человечества.