Ринзер Луиза
Ри́нзер Луи́за (Луизе Ринзер, Luise Rinser) (30.4.1911, Пицлинг, ныне в черте Ландсберг-ам-Лех, Бавария – 17.3.2002, Унтерхахинг, близ Мюнхена), немецкая писательница. Член Берлинской академии искусств (1956).
Родилась в строгой католической семье; отец – школьный учитель и органист. По окончании народной школы (1930) изучала педагогику и психологию в учительской семинарии в Мюнхене (окончила в 1934). В 1935–1939 гг. работала учительницей начальных классов. В 1935–1951 гг. состояла в дружеской переписке с Г. Гессе.
В 1936 г. вступила в Национал-социалистическую женскую организацию. В 1939–1942 гг. замужем за композитором и дирижёром Хорстом-Гюнтером Шнеллем (1911–1943). В 1934–1937 гг. публиковала в журнале Herdfeuer («Родной очаг») небольшие прозаические и поэтические произведения, в том числе стихотворение «Молодое поколение» («Junge Generation», 1935), в котором воспевала молодёжь, следующую призывам фюрера. В 1938 г. рассказ «Лилия» («Die Lilie»), повествующий о неожиданно сложных переживаниях маленькой девочки накануне и в день праздника Тела Христова, издан в крупном литературном журнале Die neue Rundschau.
Повесть «Застывшие круги на воде» («Die gläsernen Ringe», 1941) рассказывает историю детства и взросления героини-рассказчицы при национал-социализме. В 1939–1945 гг. в литературном приложении к Kölnische Zeitung («Кёльнской газете») выходили статьи, рецензии, рассказы Ринзер, а также отрывки из неопубликованного романа «Плато» («Hochebene», 1944–1945, отдельное издание – 1948), героиня которого оказывается в любовном треугольнике и сталкивается с проблемой выбора жизненного пути.
После развода жила в деревне Кирханшёринг (Верхняя Бавария). В 1943 г. как сценарист работала с режиссёром пропагандистских фильмов К. Риттером, членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В октябре 1944 г. арестована по доносу в «пораженческих настроениях» и заключена в женскую тюрьму в Траунштайне, где, согласно тюремным документам, находилась до 21 декабря 1944 г., затем отпущена до назначенного на март 1945 г. судебного разбирательства, которое так и не состоялось. В тюремном заключении Л. Ринзер окончательно разочаровалась в идеях национал-социализма. «Тюремный дневник» («Gefängnistagebuch», 1946) – важный исторический документ, в котором она детально описала своё пребывание в тюрьме. Книга положила начало репутации писательницы как борца антифашистского сопротивления, что не соответствовало фактам её биографии.
В 1948 г. переехала в Мюнхен, публиковалась как литературный критик в Neue Zeitung («Новая газета»). Повесть «Ян Лобель из Варшавы» («Jan Lobel aus Warschau», 1948) о молодом польском еврее, бежавшем из концлагеря, – первое в немецкой литературе произведение о трагической судьбе евреев в нацистских лагерях, давшее художественное осмысление холокоста. Главный герой обретает ненадёжное убежище в садовом хозяйстве, предстающем своего рода райским уголком в мире тотального насилия.
Большой успех Л. Ринзер принёс роман «Середина жизни» («Mitte des Lebens», 1950), рассказывающий историю женщины, которая в сложное послевоенное время находится в поисках смысла жизни и личного самоопределения. Роман, основанный на постоянной смене повествовательной перспективы, состоит из писем, диалогов и дневниковых записей. В 1957 г. Ринзер вернулась к этой истории в эпистолярном романе «Приключение добродетели» («Abenteuer der Tugend»). Главная героиня пытается осмыслить причины крушения своего брака, чтобы найти новый путь в жизни.
Героини прозы Ринзер – женщины, оказавшиеся в ситуации выбора между служением обществу и личной привязанностью, стремящиеся к независимости и осмысленной жизни. В романе «Даниела» («Daniela», 1952) девушка из состоятельной семьи оставляет свою благополучную жизнь ради помощи бедным и нуждающимся. Роман «Абсолютная радость» («Die vollkommene Freude», 1962) рассказывает о христианском смирении и любви героини, которые постепенно меняют её окружение, вселяя в людей надежду на лучшее будущее.
После недолгого брака (1953–1959; по другим сведениям, 1954–1959) с композитором К. Орфом жила в Италии. В 1962–1965 гг. как журналист освещала ход Второго Ватиканского собора. К этому времени относится тесная дружба Ринзер с католическим епископом Й. М. Хёкком и богословом К. Ранером, повлиявшими на творчество писательницы: религиозные мотивы и темы cтали занимать центральное место в её произведениях.
В конце 1960-х – 1970-х гг. вела активную протестно-политическую деятельность, участвовала в движении за мир. В 1971–1972 гг. поддерживала избирательную кампанию В. Брандта.
В 1970–1997 гг. публиковала дневники, представляющие смешение авторских рефлексий, наблюдений и впечатлений от многочисленных путешествий с повествовательными пассажами, актуальными комментариями политических событий: «Стройплощадка» («Baustelle», 1970), «Пограничные переходы» («Grenzübergänge», 1972), «Военная игрушка. Дневник 1972–1978» («Kriegsspielzeug. Tagebuch 1972–1978», 1978), «Весна зимой. 1979–1982» («Winterfrühling. 1979–1982», 1982), «Пение в темноте. 1982–1985» («Im Dunkeln singen. 1982–1985», 1985) и др.
Роман «Чёрный осёл» («Der schwarze Esel», 1974) – самое значительное произведение Ринзер, в центре которого – ретроспективный рассказ-воспоминание пожилой героини о судьбах близких ей людей, вовлечённых в события немецкой истории 1-й половины 20 в.
Первая часть автобиографии Ринзер «Обнять волка» («Den Wolf umarmen», 1981) охватывает период с детских лет до 1950 г. Вторая часть «Сатурн на Солнце» («Saturn auf der Sonne», 1994) описывает события до 1994 г. Автобиография содержит изрядную долю вымысла и искажения истории жизни Ринзер, особенно в годы нацизма.
В поздней прозе обратилась к известным мифологическим и историческим сюжетам, представляя их с неожиданной точки зрения. В романе «Мириам» («Mirjam», 1983) историю Иисуса (Иешуа) рассказывает уверенная в себе, образованная и независимая героиня, последовательница Христа. В романе «Любовь Абеляра» («Abaelards Liebe», 1991) о любви знаменитого теолога и философа П. Абеляра к своей ученице Элоизе повествует сын влюблённой пары.
Автор многочисленных произведений для детей и юношества [«Путешествие Мартина» («Martins Reise», 1949), «Тайна фонтана» («Das Geheimnis des Brunnens», 1979), «Трое детей и одна звезда» («Drei Kinder und ein Stern», 1988)], эссеистических книг о немецкой литературе и культуре, а также книг религиозно-нравоучительного характера: «Центр тяжести» («Der Schwerpunkt», 1960), «О надежде» («Über die Hoffnung», 1964), «Страдание, умирание, возрождение» («Leiden, Sterben, Auferstehen», 1975).
Премия Генриха Манна (1987), Литературная премия Элизабет Ланггессер (1988), Международная литературная премия Иньяцио Силоне (1991).
Награждена орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1977). В 1984 г. партия «Зелёные» выдвигала кандидатуру Ринзер на пост президента ФРГ.