Рих Артур
Рих Áртур (Arthur Rich) (21.1.1910, Нойхаузен-ам-Райнфалль, Швейцария – 25.7.1992, Цюрих), швейцарский экономист и социолог, протестантский теолог, представитель религиозной социологии. Окончил теологический факультет Цюрихского университета, занимался преподавательской и научной работой, основал в Цюрихе Институт социальной этики. На формирование взглядов Риха определённое воздействие оказали идеи ранних произведений К. Маркса и трудов М. Вебера. Лейтмотивом его исследований стало выяснение роли религии, прежде всего христианства, в современном индустриальном обществе.
В 1957 г. выпустил работу «Христианское бытие в индустриальном мире» («Christliche Existenz in der industriellen Welt»), где с точки зрения протестантской теологии рассмотрел социально-этические отношения в фабрично-заводской среде западноевропейских стран. В этом исследовании он отчасти придерживается тезиса Вебера, утверждая о преобладании религиозной мотивации при формировании трудовой этики. После знакомства с организацией производства на ряде крупных промышленных предприятий Швейцарии и Западной Германии Рих уточнил свои оценки, признав воздействие на этическую сферу также факторов экономической необходимости. Расширяя диапазон исследований, он обратился к теме влияния религиозной веры на политические решения (серия статей 1958–1962). В 1964 г. Рих вновь приступает к разработке проблем социальной этики, подготовив 2-е издание книги «Христианское бытие в индустриальном мире», значительно дополненное анализом экономических учений и практическими примерами из международной экономики. Основной проблемой религиозного сознания в условиях современной хозяйственной жизни Рих считает противоречие религиозных установок, порицающих увлечённость материальным благополучием, обязательным экономическим требованиям рентабельности, эффективности, конкурентоспособности и т. п. В работе «Участие в управлении промышленными предприятиями» («Mitbestimmung in der Industrie. Probleme, Modelle, kritische Beurteilung. Eine sozialethische Orientierung», 1973) Рих предложил путь совмещения ценностных позиций религиозной и хозяйственной этики. Опорным принципом экономического и социального порядка, по его убеждению, должен быть религиозный гуманизм, т. е. устроение жизни на началах справедливого отношения к человеку как Божьему творению. Оправданы и перспективны те типы экономики и социального устройства, которые основаны на реализме, преодолении крайностей, соучастии. Отказ от разумно организованной экономики разрушителен, поскольку умножает социальную несправедливость. Критерием справедливости является соответствие мирских порядков идеалам веры, надежды и любви. Забвение этих идеалов разрушает людей, а значит, губительно для всех сторон их жизни, включая экономику.
В развёрнутой форме эти положения Рих высказал в наиболее известном своём труде «Хозяйственная этика» (т. II «Рыночная, плановая и мировая экономики с социально-этической точки зрения», 1990), апеллирующем к опыту христианской культуры в решении дилеммы о служении Богу и хозяйственным интересам. Отправным пунктом стала констатация богоустановленности трудовой деятельности. Это означает, что экономическая активность верующих не нарушает предписаний религиозной этики. Другое дело, каковы приоритеты в человеческом восприятии этического начала. Первостепенны и безусловны, по мнению Риха, абсолютные этические нормы, к которым он причисляет отношение человека: 1) к собственной личности, или к «самости» как к заложенному Богом потенциалу, который надлежит раскрыть; 2) к другим людям как к носителям аналогичного по природе потенциала и диалогическую связь с ними; 3) ко всему окружающему миру как к развёртывающемуся в истории божественному плану бытия. Жизнь людей в конкретных динамичных ситуациях общества побуждает адаптироваться к происходящим переменам, что ведёт к возникновению неких относительных, условных этических норм. Через эти нормы происходит опосредованное усвоение абсолютных этических начал. В социальной жизни условные нормы закрепляются институтами государства, права, экономики и др. Если данные институты соответствуют абсолютным нормам, то в обществе достигается состояние справедливости. Сочетание безусловных отношений и их субъективного восприятия людьми Рих назвал максимами. В отличие от вечных заповедей Божьих, максимы условны, поэтому требуется постоянная проверка их соответствия абсолютным нормам в каждой конкретной социально-исторической ситуации. Среди критериев соответствия Рих особо выделяет осознание человеческого достоинства как условия социальной справедливости. В конечном же счёте жизнь по абсолютным нормам оказывается практически недостижимым идеалом, что не отменяет возможности, приближаясь к ним, добиваться относительной справедливости.
Содержание и перспективы различных социально-экономических систем определяются, по объяснению Риха, мерой приближения к абсолютным нормам. Рассматривая две основные системы экономики – свободную и централизованную, Рих оценивает их по критериям человеколюбия, рациональности и способности к модификации. У обеих систем он находит свои достоинства и недостатки, однако бо́льшая жизнестойкость по указанным критериям признаётся за рыночной системой хозяйства. Этические нормы свободного рынка полнее воплощают максимы, передающие установления абсолютной (божественной) морали. Вне связи с абсолютными нормами экономика и социальная жизнь утрачивают перспективу. Из этого следует, что к постижению подлинного смысла хозяйственной этики надо подходить не только с рациональным инструментарием социологического или экономического анализа, но и с позиций теологии.