Регионализация
Регионализа́ция, процесс перехода от относительной разрозненности и отсутствия сотрудничества к расширению сотрудничества, интеграции, конвергенции, взаимодополняемости и формированию идентичности в различных областях, таких как культура, безопасность, экономическое развитие, политика в заданном географическом пространстве.
Механизм действия
Как и глобализация, регионализация может быть запущена как в результате спонтанных, так и организованных сил. По своей сути это означает концентрацию деятельности – торговли, движения населения, идей, даже конфликтов, – только на региональном уровне. Это взаимодействие может приводить к формированию регионов и, в свою очередь, к возникновению региональных субъектов, сетей и организаций. Таким образом, регионализация может как предшествовать, так и стать следствием регионализма. Регионализация относится к наиболее сложным процессам формирования регионов, независимо от того, сознательно ли планируемый это процесс, или она вызвана спонтанными действиями её участников.
Регионы могут формироваться разными способами. Ряд экспертов (Murphy. 1995; Breslin. 2004; Telo. 2005) под регионализацией понимают преимущественно экономическое измерение сотрудничества, а именно развитие частных и государственных форм социальных и экономических сетей, ассоциаций внутри региона. Регионализация торговли, рынков и инвестиций приводит к формированию региональной интеграции и может стать причиной формирования торговых союзов, блоков и формальных институтов. Так, монетарная политика может служить двигателем регионализации, что отчётливо наблюдается на примере Европейского союза. Тем не менее анализ развития валютной интеграции в регионах, проведённый М. Тело, демонстрирует разнообразие форм монетарной интеграции: от классических (симметричных) валютных союзов до (асимметричной) долларизации. Валютные союзы могут оказывать положительное влияние на эффективность денежно-кредитной политики (надёжность, техническая экономия, объёмы объединённых резервов), создавать положительные микроэкономические эффекты (снижение транзакционных издержек) и положительные макроэкономические эффекты (снижение инфляции, рост). Однако политически желаемое или приемлемое распределение этих эффектов между членами валютного союза – не автоматический результат процесса монетарной интеграции. Поэтому при исследовании процессов экономической регионализации важен анализ политической составляющей, определяющей процесс принятия решения странами. Английский учёный Бреслин отмечает, что особые экономические зоны не создаются сами по себе, налоги не снижаются сами по себе, а деньги можно свободно обменивать через национальные политические границы только в том случае, если правительства разрешают это (юридически) (Breslin 2004. P. 10). Таким образом, отличие регионализации от экономической интеграции заключается в необходимости разработки политики, нацеленной на облегчение взаимодействия государств в мировой экономике.
Факторы регионализации
Формирование политического пространства зависит от ряда факторов. Один из них – это чувство идентичности, которое само по себе может быть продуктом этнической или языковой солидарности или формироваться в рамках институтов и гражданского сотрудничества. Региональная идентичность не должна рассматриваться как конкурент национальной идентичности, за исключением довольно редких случаев, как например, национализм этнических меньшинств. Напротив, это дополнительная идентичность, которую можно мобилизовать и использовать для определённых целей. По аналогии с концепцией национально-государственного строительства в регионе может складываться общность «идей, динамики и средств, которые способствуют изменению географической области в политически построенное сообщество» (Hettne. 2005. P. 545). И. Нойманн подходит к данному вопросу с позиций постструктурализма: регион рассматривается им как формирующийся в рамках внутреннего и внешнего дискурса (Neumann. 1994.).
В области безопасности регионализация стала приобретать иной смысл. Она начала рассматриваться как реальный ответ на «ограниченные региональными рамками», а не глобальные конфликты. Конфликты регионального уровня могут иметь тенденцию «переливания» за границы регионов и втягивать в их орбиту не только локальных партнёров, как это было в случае с Экономическим сообществом западноафриканских государств в период интервенции в Сьерра-Леоне. В регионах, чьи собственные институты слабы или отсутствуют, можно наблюдать растущую тенденцию к участию «внешних» региональных объединений. В качестве примеров приведём интервенцию НАТО в Афганистане или Европейского союза в Конго.
Сложность явления
Регионализация – сложный процесс формирования региона и региональной интеграции. Среди экспертов нет однозначного понимания, как складывается регион и что движет участниками процесса. А. Д. Воскресенский предлагает три варианта понимания регионализации: как деятельность региональных держав (неформализованное понимание регионализации в мировой политике); как формирование региональных и интеграционных группировок, а также как политическую основу и движущую силу регионализма (Воскресенский. 2012. С. 41). С точки зрения Л. ван Лангенхове, регионализация может быть движима тремя факторами: необходимостью ликвидации экономических барьеров, построением региональных институтов и механизмов взаимодействия, а также желанием сформировать региональную геополитическую идентичность. Ключевой элемент при исследовании регионализации – сам процесс построения региона. Но как и почему взаимодействуют страны региона и что приводит к сплочённости региона – эти вопросы до сих пор имеют разные объяснения и интерпретации.