Реформы Штейна – Гарденберга
Рефо́рмы Ште́йна – Га́рденберга (Stein – Hardenbergsche Reformen, preußische Reformen), экономические, политические и социальные преобразования в Пруссии, осуществлённые правительствами во главе с К. фом Штейном и К. фон Гарденбергом в 1807–1821 гг. Впервые гражданская комиссия по реформам была созвана королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом III в 1797 г., некоторые административные реформы проходили в отдельных прусских провинциях, в 1799 г. отменена крепостная зависимость крестьян королевских доменов с возможностью выкупа ими феодальных повинностей.
Вплоть до 1806 г. общей системы управления Пруссией фактически не существовало. Отдельные провинции, присоединявшиеся к прусскому государству в разные периоды, продолжали традиционно управляться по своим законам, при этом фактически вся полнота власти принадлежала монарху. Отсутствие единой системы управления в условиях территориального роста государства и усложнения стоявших перед ним задач являлось абсолютно неэффективным.
Полномасштабная модернизация началась только после сокрушительного поражения прусской армии в ходе русско-прусско-французской войны 1806–1807 гг., разгрома в Йена-Ауэрштедтском сражении 1806 г. и оккупации Пруссии. Программа К. фом Штейна, бывшего сторонником британской системы управления, заключалась в стремлении к децентрализации и введении принципа коллегиальности в систему управления через усиление органов самоуправления в городах и власти помещиков в сельской местности при сохранении сильной королевской власти. Подход и идеи К. фон Гарденберга были несколько иными, находились под бо́льшим, чем у Штейна, влиянием идей Просвещения и Французской революции 18 в. Он призывал к коренной модернизации государства через усиление центральной власти, чрезвычайно важным считал принятие конституции. До 24 ноября 1808 г. курс реформ определял К. фом Штейн, после его отставки инициатива перешла к К. фон Гарденбергу. Последний отошёл от активной политической деятельности в 1819 г. после отказа короля от исполнения своих конституционных обещаний.
Важнейшей реформой стала аграрная. 9 октября 1807 г. был принят разработанный К. фом Штейном «Октябрьский эдикт», отменивший личную крепостную зависимость крестьян и установивший свободный переход наделов с возможностью покупки дворянских земель. Все повинности крестьян, связанные с пользованием помещичьей землей, сохранялись. Дальнейшее развитие реформы связано с эдиктом 14 сентября 1811 г. о «регулировании», который установил для крестьян (кроме тех, кто не имел тяглового скота) условия выкупа ими повинностей (уступка помещику от 1/3 до 1/2 земельного участка, обрабатываемого крестьянином, или выплата 25-кратной стоимости годовых платежей, или постоянная выплата 4% ренты). В 1821 г. был издан эдикт, регулировавший аграрные отношения на новых прусских территориях бывшего Рейнского союза.
Авторами военной реформы 1807 г. стали прусские военачальники и военные теоретики Г. фон Шарнхорст, А. фон Гнейзенау и Г. фон Бойен, поставившие своей целью формирование боеспособной современной армии в пределах разрешённых Парижской конвенцией 42 тыс. человек. Были сформированы отвечающие условиям современной войны органы управления армией и военной экономикой – Генеральный штаб и Военное министерство (1808); организовано народное ополчение – ландвер, создана особая крюмперская система – призыв в полки всех военнообязанных на месяц (за короткий срок подготовлено свыше 35 тыс. человек); отменены телесные наказания, прекращена вербовка наёмников, капитулировавшие части расформированы. Важным шагом по преобразованию армии стала её демократизация – недворяне получили право на занятие офицерских должностей. Таким образом, пошатнулась самая закрытая, кастовая часть прусской государственной системы, были открыты возможности военной карьеры для представителей третьего сословия.
19 ноября 1808 г. была провозглашена городская реформа, заложившая основы городского самоуправления. Города получили право управления финансами, школьным делом и попечением о бедных. Центром городского управления стало собрание городских гласных, граждане избирались на основе равного и тайного избирательного права, ограниченного незначительным цензом, что фактически вывело городское управление из-под государственного контроля (до этого все города в восточных провинциях Пруссии управлялись непосредственно государством). Эдиктом 27 октября 1810 г. Гарденберг внёс существенные коррективы в административную систему Штейна, усилив централистский принцип, – во главе каждой провинции встал обер-президент, назначаемый правительством, тот же принцип был распространен и на уровень уездов.
30 июля 1812 г. был издан эдикт о жандармерии, который предполагал создание в Пруссии системы, схожей с французскими префектурами, что в корне меняло первоначальный план Штейна. Этот же эдикт заменял патримониальную судебную систему на государственную. Эдикт 1812 г. был отменен в 1814–1815 гг. из-за ожесточенного сопротивления дворянства.
В 1815 г. Пруссия была разделена на 10 провинций и 25 правительственных округов. В 1816 г. дворянству удалось вернуть себе ведущие позиции в системе уездного управления, т. к. его основное звено – ландраты – избирались исключительно из рядов местного дворянства.
24 ноября 1808 г. старая система государственного управления заменена современной – было создано 5 министерств (внутренних дел, внешней политики, юстиции, финансов и военное). Глава правительства не обладал большой полнотой власти, его роль заключалась в координации деятельности отраслевых министерств и министерских комиссий, что подчеркивало и укрепляло принцип коллегиальности.
В 1810–1811 гг. введена свобода производственной деятельности (покупка патентов), что означало ликвидацию средневековой цеховой системы.
В рамках финансовой реформы (1810–1812), вызванной крайним дефицитом государственной казны, осуществлена секуляризация церковной собственности, создана общегосударственная система налогообложения, главной частью которой стал прогрессивный налог на прибыль, введён налог на роскошь. Попытка распространить налоги на все населения (т. е. уничтожить налоговые привилегии дворянства) удалась лишь частично. В 1818 г. была проведена таможенная реформа, создана общепрусская таможенная система, уничтожившая все внутренние таможни и ставшая основой Таможенного союза 1834 г.
Была проведена также денежная реформа, призванная унифицировать систему мелких монет, на которые делился талер. Первые новые мелкие монеты отчеканены в 1812 г., в 1821 г. окончательно установлено, что 1 талер равнялся 30 пфеннингам, а серебряный грош – 12 пфеннингам.
В 1809–1810 гг. в результате реформы, разработанной В. фон Гумбольдтом, образование стало всеобщим и государственным: создана школьная система (сеть народных школ и гимназий); введены выпускные экзамены, позволявшие в дальнейшем поступать в университет, учебные планы, специальное образование и государственные экзамены для занятия учительских должностей; основан Берлинский университет (1810). Для выработки единой политики в 1817 г. организовано Министерство образования.
В 1812 г. был издан эдикт о равноправии евреев. Евреи получили весь объём гражданских прав и обязанностей: доступ к образованию вплоть до университетского, покупка земельной собственности, свободного отправления религиозных обрядов. Однако некоторые ограничения прав евреев были внесены Фридрихом Вильгельмом III. Они не имели права занятия офицерских, судебных и административных должностей, однако были военнообязанными. В 1841 г. министерским распоряжением Фридриха Вильгельма IV евреи были исключены из гражданской и военной службы. Несмотря на ограничения, этот эдикт сделал Пруссию привлекательной для иммиграции еврейского населения с востока Европы.
Реформы, натолкнувшись на сильнейшее сопротивление не только дворянства, но и значительной части городского населения, все же позволили не только снизить социальное недовольство, предотвратив более резкие революционные потрясения, но и открыли путь для социальной и промышленной модернизации в Пруссии. Они способствовали также возвращению Пруссии в ряды европейских держав первого ранга и создали основу для будущего доминирования Пруссии на общегерманском пространстве, укрепив её претензии на лидерство в национальном движении.