Проблема упоминания о Моисее в египетской литературе
Проблема упоминания о Моисее в египетской литературе. В литературе древнего Ближнего Востока за пределами Библии отсутствуют какие-либо упоминания о Моисее, Иисусе Навине, об Исходе евреев из Египта и о завоевании ими Ханаана. Отсутствуют они и в античной литературе (если исключить писателей, испытавших влияние Библии).
В трактате «Против Апиона» Иосиф Флавий излагает рассказ египетского историка Манефона о Моисее и происхождении евреев. Согласно этому рассказу, прокажённый египетский жрец из г. Гелиополь по имени Осарсиф возглавил толпу прокажённых, которые первоначально были сосланы фараоном Аменофисом в пустыню, в каменоломни, а затем переселены в г. Аварис. Из Авариса эти прокажённые вместе с пастухами-гиксосами завоевали Египет, после чего совершали страшные святотатства, пока не были изгнаны из Египта в Сирию; после переселения Осарсиф стал зваться Моисеем (Иосиф Флавий. Против Апиона. I. 26). Схожую историю, по словам Иосифа, рассказывает египетский историк Херемон [только Моисея у него по-египетски зовут не Осарсиф, а Тисифен, вместе с ним предводителем «нечистых» является Иосиф, которого по-египетски зовут Петесеф (Иосиф Флавий. Против Апиона. I. 32)]. Александрийский писатель Лисимах пишет, что «нечистых» изгнал из Египта в пустыню фараон Бокхорис, Моисей же вывел их из Египта в Иудею, совершая по дороге бесчинства и святотатства (Иосиф Флавий. Против Апиона. I. 34).
По единодушному мнению современных исследователей, перед нами легенды, вызванные к жизни процветавшей в эллинистическом Египте антисемитской полемикой [«начало клевете против нас положили египтяне», – пишет Иосиф Флавий (Против Апиона. I. 25)]. В основе этих антисемитских легенд лежат древние предания о страданиях египтян в периоды смут, в первую очередь – во времена Второго переходного периода (середина 17 – середина 16 вв. до н. э.), возможно, также во времена Эхнатона (середина 14 в. до н. э., ср. Assmann J. From Akhenaten to Moses : ancient Egypt and religious change. Cairo ; New York, 2014). В контексте полемики древние враги египтян были отождествлены с евреями, а их вожди получили библейские имена. Источником для реконструкции реальной истории еврейского народа эти легенды служить не могут (см. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т. 1. Москва ; Иерусалим, 1997).