Эхнатон (царь)
Эхнато́н (др.-егип. – Полезный для Атона; первоначально Аменхотеп IV, др.-егип. – Амон доволен; тронное имя Неферхеперура Уаэнра – Прекрасны образы Ра, Единственный для Ра), древнеегипетский царь XVIII династии (1365–1349 до н. э.). Второй сын Аменхотепа III, ставший наследником после смерти старшего брата Тутмоса. В начале царствования был лоялен к традиционным для XVIII династии культам Фив (в том числе Амона-Ра), хотя придавал особое значение культу древнего бога солнца Ра-Хорахти. Около 1359 г. до н. э. перенёс столицу во вновь выстроенный г. Ахетатон (с др.-егип. – Горизонт Атона, комплекс Телль-эль-Амарна; отсюда обозначение царствования Эхнатона как амарнского времени и его религиозных преобразований как амарнской реформы).
Стал возвышать почитание бога Атона (др.-егип. – солнечный диск). С 1356 г. до н. э. в текстах Ахетатона перестали упоминаться традиционные египетские боги (в том числе не допускалось написание имени Амона в имени отца Эхнатона). С 1353 г. до н. э. было запрещено их почитание и исключено обозначение Атона словом «бог» (как и царь, он именовался «правитель»). Судя по всему, Эхнатон был глубоко убеждён в истинности своей веры в Атона, считал, что находится с ним в постоянном контакте и что от исполнения воли Атона зависит успех его дел, полагал, что традиционные египетские боги Атону враждебны, однако долго не решался запретить их почитание, чтобы не вызвать недовольство в обществе. По-видимому, Эхнатон нетерпимо относился к представлениям об инобытии (об особом мире богов и о загробном мире) и считал реально существующим только земной мир, в котором непосредственно находился и Атон. Тем не менее почитание египтянами традиционных богов сохранялось в царствование Эхнатона практически повсеместно.
Внешняя политика Эхнатона сложилась неудачно. В 1-й половине 1350-х гг. до н. э. Египет потерял в войне с Митанни Южную Сирию. Около 1356–1355 гг. до н. э. в результате поражения Митанни от Хеттского царства последнее стало соседом Египта и начало привлекать на свою сторону египетских вассалов в Восточном Средиземноморье. Во внутренней политике Эхнатон опирался на выдвиженцев из низших слоёв общества, занимавших при нём важнейшие должности (т. н. немху – «сироты»).
Раскопки Ахетатона, покинутого царским двором после смерти Эхнатона и позднее разрушенного, – важный источник сведений о городской жизни Египта времени Нового царства. Изучение внешнеполитической истории царствования Эхнатона и его предшественника Аменхотепа III во многом основано на данных клинописного архива переписки с царями Передней Азии, найденного в Ахетатоне (т. н. амарнский архив). Для искусства времени Эхнатона характерен особый новаторский, изобилующий условностями стиль. В своих официальных текстах Эхнатон использовал язык, намеренно приближенный к разговорному языку его времени.
Жёны Эхнатона – Нефертити, от которой родились 6 дочерей, и в конце царствования Кийа, видимо, родившая ему ещё одну дочь. Едва ли верны предположения о длительном (от 9 до 12 лет) соправлении Эхнатона с его отцом Аменхотепом III, а также о том, что его сыном был Тутанхамон.