Политические технологии
Полити́ческие техноло́гии, разнообразные приёмы воздействия на массовое сознание людей с целью управления их политическим поведением в интересах конкретных политических акторов.
Политические технологии связаны с феноменом политической власти – её субъектами (политические лидеры, лоббисты, представители политических элит, партий, различных групп влияния), объектами (различные целевые аудитории, электоральные группы, социальные слои), формами, способами достижения, воспроизводства и удержания власти. Они являются действиями, повышающими эффективность деятельности политических организаций, групп, их лидеров.
Механизм политических технологий подразумевает несколько основных признаков: субъект-объектный принцип, процессуальный характер (политико-технологический процесс раскладывается на хронологические стадии, имеет цель, участников, инструменты реализации, конкретные результаты) и специфику применения в зависимости от уровня применения – в области политического курса (Policy) или в области достижения, осуществления и удержания власти (Politics).
Типы политических технологий
Выделяют следующие типы политических технологий: стратегические – победа на выборах, участие в избирательной кампании, повышение узнаваемости политического актора; тактические – создание и распространение через медиа агитационно-пропагандистских материалов, организация количественных и качественных замеров для выявления рейтингов политических акторов, агитационные кампании и др. В зависимости от специфики задач, стоящих перед политическим актором, различаются следующие виды/типы политических технологий: PR-менеджмент; политические технологии GR-менеджмента; спин-докторинг; спичрайтинг; политический имиджмейкинг; политический брендинг; политический фандрайзинг.
Политические технологии в Интернете
Важные изменения в структуре и динамике политических технологий создаёт Интернет. Технологии имиджмейкинга и брендинга применяются в системе виртуальных сообществ социальных сетей: паблики, репосты, лайки, хэштеги, мемы и визуальный контент служат приёмами привлечения внимания, обеспечивают бо́льшую узнаваемость политическим акторам. Большим потенциалом обладает использование в политических технологиях разработок в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Такие проекты создают новые возможности в области политического моделирования, прогнозирования и политического управления.
Профессиональные ассоциации специалистов в области политических технологий
С целью обмена профессиональным опытом, представительства и защиты интересов политических консультантов, соблюдения этических принципов политического консалтинга созданы профессиональные сообщества, объединяющие политико-консалтинговые компании, а также специалистов в области политических технологий: Международная ассоциация политических консультантов (1968), Американская ассоциация политического консультирования (1969); Российская ассоциация политических консультантов (2014) и др.