Пневматический аккумулятор
Пневмати́ческий аккумуля́тор, устройство для накопления, хранения и последующего использования потенциальной энергии сжатого газа (воздух, азот, гелий). Газ сжимают в компрессоре (до давления 15–40 МПа), хранят в баллонах (резервуарах) и используют его энергию для работы пневматического двигателя (энергосиловая машина, преобразующая энергию сжатого газа в механическую работу). При сжатии газ нагревается и с выделяющейся теплотой теряется около 40 % накопленной энергии; общий кпд пневматического аккумулятора низкий (главный недостаток), обычно менее 25 %. Для повышения кпд пневматического аккумулятора баллон перегораживают эластичной мембраной (мембранный бак) и частично заполняют жидкостью (30–60 % объёма). Такой пневматический аккумулятор называют пневмогидравлическим (пневмогидроаккумулятор) или гидрогазовым аккумулятором. Удельная энергия пневматического аккумулятора и пневмогидроаккумуляторов сравнительно невелика – до 80 кДж/кг. При работе пневматический аккумулятор может в течение часа обеспечивать нагрузку (мощность) не более 5,5 кВт. Срок службы – 20 лет и более.
Имеется много устройств, напрямую использующих энергию сжатого газа (например, в 19 в. в Нанте ходил трамвай, работавший от баллонов со сжатым воздухом; в начале 20 в. в США изготовлен автомобиль-пневмокар, работавший от пневматического аккумулятора). В современной технике в основном применяются более экономичные пневмогидроаккумуляторы: для систем автономного обеспечения водой загородных домов, коттеджей, небольших предприятий, а также в прессах, стартёрных устройствах и др. Кроме того, разрабатываются пневматические аккумуляторы, в которых воздух закачивают в гигантские подземные полости (например, выработанные шахты).