Пинский Давид
Пи́нский Дави́д (идиш דוד פּינסקי) [24.3(5.4).1872. Могилёв, Российская империя, ныне Белоруссия – 11.8.1959, Хайфа, Израиль], еврейский писатель.
Писал на идише. Родился в семье коммерсанта, получил религиозное образование. С 1885 г. жил в Москве; в 1890–1891 гг. – в Витебске. В 1891–1892 гг. учился на медицинском факультете Венского университета, увлёкся социалистическими идеями, уехал в Варшаву, где начал литературную деятельность под влиянием И. Л. Переца. В 1896 г. слушал лекции в Берлинском университете. Жил в Швейцарии, с 1899 г. в Нью-Йорке, с 1949 г. в Израиле. Первый президент еврейского ПЕН-клуба. Дом Пинского в Хайфе стал культурным центром, объединившим молодых литераторов, писавших на идише.
Дебютировал как поэт (1893). Известность принесли сатира «Большой человеколюбец» («Дер гройсер менчнфрайнд», 1894) и рассказы середины 1890-х гг. социальной тематики. Один из основоположников еврейской социально-психологической прозы на идише: романы «Разорванный человек» («Дер церисенер менч», 1920), «Дом Ноаха Эдена» («Дос хойз фун Ноах Эден», 1931), «Когда расходятся пути» («Вен вегн цугейн зих», 1950) – о жизни еврейских эмигрантов.
Первая пьеса – «Страдания» («Иесурим», 1899) об участии еврейской молодёжи в русском революционном движении. В социально-психологических драмах из жизни российского еврейства «Айзик Шефтель» (1899) и «Яшка-кузнец» («Янкл дер шмидт», 1906, русский перевод 1912) вывел на сцену героя из рабочей среды. Широкий общественный резонанс получила написанная после Кишинёвского погрома (1903) пьеса «Семейство Цви» («Ди фамилие Цви», 1904; в русском переводе – «Погромные дни», 1906), в которой прозвучал призыв к самообороне. Автор психологических драм «Мать» («Ди мутер», 1900–1901), «Габри и женщины» («Габри ун ди фройен», 1908), «Профессор Бреннер» (1911), «Каждый со своим богом» («Йедн мит зайн гот», 1912), «Последнее послание» («Дер лецтер сахакл», 1924), комедии «Доллар» (1913) – о еврейской эмиграции в США. Испытал значительное влияние европейского модернизма рубежа 19–20 вв. (Г. Гауптман, Г. Ибсен, А. Шницлер), пройдя путь от реализма к символизму, характерному для драм исторической и библейской тематики: драматический цикл «Мессии» («Машихим», отдельное издание – 1939); пьесы «Вечный жид» («Дер эйбикер ид», 1906, русский перевод 1908; поставлена в театре «Габима», 1920) на сюжет из мидраша, «Немой Мессия» («Дер штумер мошиах», 1911) об изгнании евреев из Испании (15 в.), а также исторические драмы «Раби Акива и бар Кохба» (1928), «Шломо Молхо и Давид Реубени» (1930), «Шаббтай Цви и Сара» (1936), «Баал шем-Тов и разбойник» («Баал Шем-Тов ун газлен», 1940). Борьба страсти и духа представлена в драме «Мария из Магдалы» (1911), в цикле из 5 одноактных пьес «Царь Давид и его жёны» (1913–1915), в драмах «Царь Саул» («Шаул ха-Мелех»), «Самсон и Далила» («Шимшон ун Длиле», 1955–1956). Среди других произведений: пьесы «Клад» («Дер ойцер», 1906–1907, русский перевод 1910), «Сила, которая строит» («Дер коах вос бойт», 1934), «Камни любви» («Ди штейнер фун либе», 1941); исторический очерк «Еврейская драма» («Ди идише драме», 1909); «Путевые заметки» («Рейзе-бух», Варшава, 1938), содержащие критику политической жизни и состояния еврейской культуры в СССР.