Пентеконтера
Пентеконте́ра [пентеконтор; греч. πεντηκόντερος (πεντηκόντορος), от πεντήκοντα – пятьдесят], парусно-вёсельное морское судно универсального назначения с одно- или двухрядным гребным движителем, использовавшееся в Древней Греции эпохи архаики (8–6 вв. до н. э.). Название корабля обусловлено количеством вёсел, которыми он был оснащён (по 25 с каждого борта).
Истоки конструкции пентеконтеры восходят к 14–13 вв. до н. э., когда было изобретено элладское вёсельное судно, отличавшееся от дизайна корабля крито-микенской эпохи, нашедшего отражение в разнотипных иконографических памятниках (например, на корабельных фресках 16 в. до н. э. на о. Тира). Эволюция морских гребных судов предшествующего времени, использовавшихся для доставки войск к театру военных действий или располагавших возможностью ведения абордажного боя завершилась изобретением боевого корабля, способного по своим тактико-техническим данным вести индивидуальный морской бой с кораблём противника. Падение Микенской цивилизации несколько затормозило, но не остановило развитие инженерной мысли в этом направлении.
На рубеже 12–11 вв. до н. э., 50-вёсельный, оснащённый мощным волнорезом (бульбом) в носовой части, повышавшим его штормовую мореходность, корабль широко использовался в торговых, военных целях и для совершения пиратских набегов. Такие корабли с экипажем в 50–120 человек, включая технологию их строительства, впервые упоминаются в поэмах Гомера. В эпоху греческой архаики пентеконтера становится флагманским судном античного флота. Она присутствовала, например, в составе флота Самосского тирана Поликрата или у этрусков. Свой отличительный термин – πεντηκόντερος – она получила в 5 в. до н. э.
Новейшими исследованиями памятников кораблекрушений архаического периода истории Древней Греции были установлены комбинаторные методы, применяемые в сооружении морских судов этого времени (Olaberria. 2014; Pomey. 2012; Wedde. 2008). Эти методы сочетали обшивочно-корпусную (shell-first) и шпангоутно-килевую, или каркасную (skeleton-first), технологий судостроения с применением как уже известных, так и рождавшихся на практике идей. В отношении архитектуры и морфологии корабельного корпуса применялись наиболее рациональные способы продольно-поперечного усиления конструкции. Поперечные силовые элементы, подобные шпангоутам, устанавливались уже после сооружения обшивки и играли вспомогательную роль. Как правило, они не были цельными, а имели вид расположенных в шахматном порядке накладных поперечных усилителей, соединяющих вместе по нескольку рядов обшивки, причём флортимберсы (поперечные усилители днища) обычно не имели жёсткой связи с килем, как и палубные бимсы (балки), которые крепились к обшивке, а не к шпангоутам. Крепление досок обшивки корпуса, производившееся при помощи шипов и поперечных балок-усилителей с использованием медных или железных гвоздей, дополнялось кордовой шнуровкой, притягивавшей пояс обшивки к килю, а корпусную обшивку – к кормовому и носовому штевням. Широко использовалась и практика обвязывания корабельного корпуса по его периметру двумя канатами (ὑπόζωματα), что обеспечивало его эластичность на крутой волне. Таким образом, хотя на пентеконтерах уже присутствовали все основные элементы набора (каркаса), характерного для более поздних корпусов – киль с кильсоном и фальшкилем, флортимберсы и др., – они, существуя изолированно друг от друга, не образовывали друг с другом единой системы.
Разнотипные иконографические памятники с изображением кораблей эпохи архаики (например, из Киноса, Асины, Скироса, Лефканди и др.) демонстрируют и другие, появившиеся с изобретением пентеконтеры, инновации: 1) нарушение симметрии корпуса относительно мидель-шпангоута со значительным смещением центра величины и центра бокового гидродинамического сопротивления в носовую часть корабля; 2) смещение центра парусности надводной части корпуса за счёт кормовой надстройки и объёмных кормовых фигур оказало положительное воздействие на использование силы ветра, в особенности при наведении корабля носом на волну; 3) плавный подъём днища к корме и нависание кормовой оконечности высоко над водой, что идеально соответствовало использованию кормовых рулевых вёсел.
Пентеконтера относилась к кластеру гребных галер двух типов. Первый из них составляли длинные, острокилевые, без сплошной палубы корабли (νῆες μακραί, ἄφρακτοι νῆες). Второй тип был представлен кораблями из двух ярусов с расположенными друг над другом по диагонали банками гребцов, выводивших индивидуальные вёсла наружу через специальные отверстия – порты. Однорядно-гребная пентеконтера имела соотношение длины к ширине 10:1 и очень малую осадку. При тех же размерениях, удвоив свой экипаж, двухрядная пентеконтера (диэра) несколько сокращала свои пропорции до соотношения 6:1, тогда как при исключении кормовой и носовой секций пропорция корпусной целлы составляла отношение 4:1. Согласно современным расчётам, габариты пентеконтер по длине-ширине-высоте варьировались в интервале между 27-33 м × 3,6-4 м × 3,8-4,1 м. Они могли развивать скорость до 13–21 км/ч. Полагают, что их водоизмещение и грузоподъёмность составляла половину тоннажа триеры (20–22,5 т).
Помимо гребного движителя, пентеконтера совершала плавания и под парусом. Он был прямоугольной формы и закреплялся на единственной мачте (ἱστός) с расположенным на ней изогнутым, изготовленным из гибких пород дерева реем (ἐπίκριον). Управление парусом производилось с помощью специальных скоб (ὐπέρη) и фалов (κάλος), что обеспечивало управление курсом корабля. Конструкция верхней части корпуса пентеконтеры включала соединённые продольным мостом полупалубы в кормовом и носовом отсеках корабля. На полупалубах располагались приподнятые платформы (ἴκρια), предназначенные для морских гоплитов-лучников или копейщиков, составляющих, наряду с гребцами, его разновеликий экипаж. В поэмах Гомера его численность определена в 50 человек, включая капитана и рулевого. Экипаж Одиссея насчитывал 58 человек, из которых до высадки на острове волшебницы Кирки сохранилось всего 46.
Конструкция двухрядной пентеконтеры на следующем историческом этапе послужила матрицей для изобретения нового типа боевого корабля эпохи классики – триеры – и введения его в состав военного флота античных государств.