Микенская культура
Мике́нская культу́ра (микенская цивилизация), археологическая культура позднего бронзового века в Восточном Средиземноморье. Названа по Микенам, важнейшему центру микенской культуры и одному из опорных памятников в её изучении. Ранее памятники микенской культуры рассматривались как поздний период элладской и других культур в рамках эгейской культуры. Новые исследования опровергают точку зрения А. Эванса и других исследователей о микенской культуре как одном из ответвлений минойской культуры. В рамках микенской культуры выделяют 3 периода (их называют также позднеэлладскими; ПЭ) и более дробные хронологические подразделения.
Микенская культура – отражение культуры ряда небольших государств. Расшифровка письменности [линейное письмо В (Б); основная часть документов связана с деятельностью централизованных хозяйств] позволила реконструировать ряд сторон их политической, общественной, хозяйственной жизни (см. в статье Древняя Греция). Изучались города с акрополями, укреплениями из каменных блоков, дворцами (в том числе мегароны, стены с фресками) и др. [Микены, Тиринф, Пилос, Древние Афины, Фивы, Орхомен (в Беотии), Иолк и др.]; поселения более низкого ранга. Дома рядового населения – на каменном фундаменте, из сырцового кирпича или глинобитные, стены нередко оштукатурены. Древнейшие погребения элиты представлены шахтными гробницами Микен, Лерны и других городов, позднее распространяются толосы; наряду с ними существовали высеченные в скалах семейные погребальные камеры с дромосом. Некрополи некоторых городов занимали площадь в несколько гектаров. Существовало специализированное ремесло, некоторые его виды находились под контролем государства. Раскопаны бронзолитейные (в том числе с обширным набором инструментов), гончарные и другие мастерские. Господствовали бронзовые орудия, оружие, есть сосуды и т. д. Керамическая посуда сделана на круге, формы и роспись разнообразны, некоторые датируются с точностью до 25–50 лет; на ранних этапах (ПЭ I) сильны традиции среднеэлладской культуры, затем (ПЭ II) увеличивается влияние критских форм и орнаментов, для ПЭ III отмечается наибольшая стандартизация. Разнообразна мелкая керамическая пластика (об архитектуре и искусстве микенской культуры также см. в статье Эгейское искусство). В основе хозяйства – земледелие, животноводство.
Микенская культура сформировалась в 17–16 вв. до н. э. и сначала занимала территорию Пелопоннеса, Центральной Греции, Фессалии. К 15–13 вв. до н. э. относится расцвет микенской культуры. В 15 в. до н. э. она распространилась на Крит, Кикладские и многие другие острова Эгейского моря, а затем шире. Керамика и другие находки микенской культуры позволяют говорить о присутствии её носителей на западном и южном побережьях Малой Азии, островах Родос и Кипр, в ряде пунктов сиро-финикийского побережья Средиземного моря, Сицилии, Южной Италии, до Египта. Часть из этих находок свидетельствует о военной экспансии, в том числе, вероятно, в составе народов моря; крупной военной акцией, очевидно носителей микенской культуры, была Троянская война. Другие находки за пределами основного ареала микенской культуры связаны с торговой деятельностью, в которой носители микенской культуры, по-видимому, сменили носителей минойской культуры; не исключена и колонизация. С конца 13 в. до н. э. в ядре микенской культуры фиксируется военная нестабильность: ремонтируются старые и строятся новые укрепления (в том числе, вероятно, стена на Коринфском перешейке) и др. Около рубежа 13 и 12 вв. до н. э. датируется падение основных центров микенской культуры, хотя её традиции прослеживаются на ряде поселений на протяжении 12 в. до н. э., наряду с посёлками пришельцев. Причины гибели микенской культуры продолжают обсуждаться, однако на современном этапе очевидно, что они не могут быть сведены к результатам вторжения дорийцев и других народов с севера, а носили более комплексный характер (возможно, включали внутренние конфликты, стихийные бедствия и др.). Большинство исследователей считают, что основными носителями микенской культуры были ахейцы.