Паскаль Мерсье
Паска́ль Мерсье́ (Pascal Mercier; настоящие имя и фамилия Петер Бири, Peter Bieri) (23.6.1944, Берн – 27.6.2023, Берлин), швейцарский немецкоязычный писатель.
Окончил классическую гимназию. В 1962 г. поступил на отделение классической филологии Бернского университета. С 1963 г. изучал индологию и англистику в Лондонском университете, с 1964 г. – философию и классическую филологию в Гейдельбергском университете, где в 1971 г. защитил диссертацию «Время и восприятие времени. Представление проблемной области» («Zeit und Zeiterfahrung. Exposition eines Problembereichs»). В 1981 г. прошёл хабилитацию, с того же года преподавал в Билефельдском и, одновременно, с 1983 г. Гейдельбергском университетах. Профессор философии истории Марбургского университета (1990–1993), философии языка и аналитической философии в Свободном университете Берлина (1993–2007). В 1995 г. начал публиковать прозу под псевдонимом Паскаль Мерсье [Pascal Mercier, составлен из фамилий философов Блеза Паскаля (Blaise Pascal) и Луи-Себастьяна Мерсье (Louis-Sébastien Mercier)].
Литературный дебют – роман «Молчание Перлмана» («Perlmanns Schweigen», 1995). Главный герой – крупный учёный-языковед, утративший веру в науку и способность писать и говорить, пытающийся скрыть свою психологическую катастрофу от коллег. Роман «Ночной поезд на Лиссабон» («Nachtzug nach Lissabon», 2004; рус. пер. 2008) стал мировым бестселлером (экранизирован в 2013, режиссёр Б. Аугуст). История пожилого швейцарского учителя, несколько десятилетий преподававшего древние языки в гимназии и вдруг, после случайной и таинственной встречи со странной и притягательной женщиной-португалкой, срывающегося с места и отправляющегося в далёкий Лиссабон, причудливо сочетает в себе черты романа-расследования, интроспективной психологической прозы и философского эссе.
Широкий отклик вызвала философско-этическая книга П. Бири «Жизненный выбор. О многообразии человеческого достоинства» («Eine Art zu leben: Über die Vielfalt menschlicher Würde», 2013; рус. пер. 2018). Роман «Вес слов» («Das Gewicht der Worte», 2020) был воспринят литературной критикой как произведение, тяготеющее к приёмам интеллектуальной развлекательной беллетристики.
Премия Марии Луизы Кашниц (2006), премия Гринцане-Кавур (2007).