#Скульптура Древней ГрецииСкульптура Древней ГрецииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСкульптура Древней ГрецииСкульптура Древней ГрецииНайденo 10 статейТерминыТермины КсоанКсоа́н, древнегреческий культовый объект, выступавший как воплощение божества. Как правило, представлял собой грубо обработанный ствол дерева, который мог быть покрыт металлическими пластинами и росписью, изображавшими детали одежды и оружия; иногда имел отдельные антропоморфные черты. Появление относится к 11–8 вв. до н. э. Сохранились миниатюрные деревянные ксоаны конца 7 в. (Национальный археологический музей, Сиракузы).Произведения скульптуры «Бельведерский торс»«Бельведе́рский торс», фрагмент мраморной античной статуи 1 в. до н. э. из коллекции Ватиканских музеев, один из лучших образцов мировой скульптуры. Первое упоминание «Бельведерского торса» относится к 1430 г., между 1530 и 1536 гг. он вошёл в состав папской коллекции античных находок. Назван по своему историческому месту экспозиции – двору Бельведерского дворца в Ватикане. «Торс» предположительно считают изображением Геракла или Аякса Теламонида. С момента обнаружения эту скульптуру неоднократно изучали и изображали художники (Микеланджело, П. П. Рубенс и др.).Музеи, галереи Национальный археологический музей в НеаполеНациона́льный археологи́ческий музе́й в Неа́поле, одно из важнейших в мире собраний античных памятников. Основан в 1777 г. неаполитанским королём Фердинандом IV как универсальный музей, с 1958 г. носит современное название. В основе коллекции памятники, найденные в результате археологических раскопок в Помпеях, Геркулануме, Стабиях, Боскореале, Казерте, и ряд частных коллекций. В экспозиции представлены античная скульптура, галерея портретных бюстов древнеримских императоров, мозаики и фрески из жилых домов и общественных зданий Помпей, Геркуланума и Стабий, собрание гемм и камей, надписей, античных произведений из стекла, бронзы, керамики, слоновой кости, серебра, нумизматическая коллекция, памятники древнеегипетского искусства, археологические находки первобытного периода.Музеи, галереи Национальный археологический музей в АфинахНациона́льный археологи́ческий музе́й в Афи́нах, крупнейший музей Греции и одно из наиболее полных собраний древнегреческого искусства в мире. Основан в 1893 г. Собрание музея охватывает период с 7 тыс. до н. э. до 5 в. н. э. (искусство культур Эгейского региона, античная скульптура, древнегреческая керамика, «коллекция Стататоса» – собрание малых предметов всех периодов, изделия из металла от времени геометрического стиля до римской эпохи, искусство Древнего Египта и Кипра).Термины АнтикАнти́к (франц. antique, от лат. antiquus – древний; в разговорной речи – а́нтик), древний артефакт, как правило относящийся к греческой или римской Античности, предмет коллекционирования (особенно в эпохи Возрождения и классицизма).Термины «Венера стыдливая»«Вене́ра стыдли́вая» (лат. Venus pudica), античный тип изображения Венеры (Афродиты), прикрывающей руками обнажённое тело. Восходит к статуе Праксителя «Афродита Книдская» (350-е – 340-е гг. до н. э.), множество копий которой было найдено в числе прочих на территории Италии. Позднее иконографический тип «Венера стыдливая» использовался Джованни Пизано (фигура «Умеренность» кафедры Пизанского собора, 1302–1310), С. Боттичелли («Рождение Венеры», 1483–1485, Уффици, Флоренция) и др.Скульпторы ЛеохарЛеоха́р (около 390 до н. э. – около 325 до н. э.), древнегреческий скульптор. Произведения известны преимущественно по более поздним копиям и сообщениям античных авторов (Павсаний, Плиний Старший). Автор статуй атлета Автолика в Пританейоне, Зевса для храма Зевса Полиея на Акрополе (обе – в Афинах), Аполлона Бельведерского (Ватиканские музеи), «Ганимеда, похищаемого орлом» (приписывается; копия – в Ватиканских музеях) и др. Работал (вместе со Скопасом и др.) над скульптурным декором Галикарнасского мавзолея (рельефы с изображениями амазономахии, Британский музей, Лондон).Религиозные сооружения ПарфенонПарфено́н, древнегреческий храм на афинском Акрополе, памятник высокой классики. Посвящён богине Афине Парфенос (Афине Деве). Строительство в 447–438 гг. до н. э. (идея проекта принадлежит скульптору Фидию, детальное архитектурное решение – зодчему Иктину, организация строительных работ – Калликрат). Парфенон – периптер дорического ордера, но также содержит черты ионического ордера. Скульптурное оформление Парфенона выполнено Фидием и группой скульпторов под его руководством (до 432 до н. э.; ныне в Британском музее, Новом музее Акрополя, Лувре и др.). Включён в список Всемирного наследия в составе объекта афинский Акрополь.Скульпторы ЛисиппЛиси́пп (около 390 до н. э. – около 305 до н. э.), древнегреческий скульптор. Произведения известны по мраморным копиям с бронзовых оригиналов и сообщениям античных авторов (Плиний Старший, Цицерон и др.). Создал статуи «Апоксиомена» (копия в Ватиканских музеях, Рим), «Эрота, натягивающего лук» (лучшая копия – в Британском музее, Лондон), «Отдыхающего Гермеса» (бронзовая копия – в Национальном археологическом музее, Неаполь), «Отдыхающего Геракла» (свободная копия, т. н. Геркулес Фарнезе, – в Национальном археологическом музее, Неаполь). C конца 340-х гг. до н. э. работал для Александра Македонского, позднее стал его придворным скульптором (серия портретов Александра Македонского).Священнослужители ЛаокоонЛаокоо́н, в греческой мифологии троянский прорицатель или жрец, на исходе Троянской войны пытавшийся отговорить троянцев от внесения оставленного греками Троянского коня в город и вместе со своими двумя сыновьями задушенный вышедшими из моря змеями во время его жертвоприношения Посейдону (сюжет в «Одиссее» Гомера, VIII, 500–518; поэме Вергилия «Энеида», II, 40–56, 200–231; и др.). Сюжет о Лаокооне отражён в античном изобразительном искусстве (помпейские фрески, рельефы, вазопись и т. д.), самый известный образец – эллинистическая мраморная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (скульпторы Агесандр, Афанодор и Полидор; середина 1 в. до н. э.; копия с бронзового греческого оригинала 2 в. до н. э.; Ватиканские музеи).