Отыгрывание (в психологии)
Оты́грывание (англ. acting out) в психологии, защитный механизм личности, состоящий в импульсивном проявлении неосознаваемых чувств или желаний в поведении, что позволяет избежать осознания травмирующего аффекта. Используется при невозможности справиться с внутренними конфликтами через рефлексию и вербализацию. В этом случае неосознаваемые фантазии проживаются во внешних действиях, удовлетворяя импульс и избегая напряжения, но не запрещая сам импульс. Это не защищает от симптомов, в связи с чем понятие «отыгрывание» часто используется как синоним импульсивности в контексте преступного поведения, расстройств пищевого поведения, злоупотребления психоактивными веществами, аутоагрессии и суицидального поведения и др.
З. Фрейд в работе «Воспоминание, повторение, проработка» (Фрейд. 1989) говорил об отыгрывании в контексте психотерапии как о форме сопротивления, когда пациент повторяет прошлые паттерны взаимодействия со значимыми фигурами в отношениях с терапевтом вместо того, чтобы осознавать и проговаривать их. Таким образом, понятие отыгрывания пересекается с понятием переноса, выступая необходимой частью терапии и предоставляя материал для интерпретации. Рассматривается как элемент проективной идентификации, т. к. отыгрывание в ходе терапии вовлекает в процесс и терапевта.
В дальнейшем содержание понятия было существенно расширено за счёт включения феноменов, не входящих в терапевтические отношения. Отыгрывание понимается как импульсивное поведение, при котором импульсы, чувства и действия направляются вовне, в том числе и на других людей, как будто другие люди являются источником определённых проблем человека, внутриличностный источник которых игнорируется. Отыгрывание может реализовываться, например, в ипохондрических жалобах у пограничных пациентов, за которыми скрывается нерефлексируемое горе и вытесненные воспоминания о жестоком обращении в прошлом. В антисоциальной личности отыгрывание отражает процесс, посредством которого прямое моторное выражение бессознательного желания или конфликта позволяет человеку не осознавать ни идею, ни аффект, который сопровождает действие и порождает клиническую иллюзию возможности разрядки импульса без болезненных аффектов вины, тревоги или депрессии, что весьма далеко от истины (Vaillant. 1994).
В перечень защитных механизмов, предложенный А. Фрейд, отыгрывание не входит, но в классификацию Дж. Вайлланта включено и располагается на уровне действия, незрелых защит, для которых характерно защитное функционирование за счёт поведенческих реакций.
Экспериментальных подтверждений существования этого защитного механизма нет.