Осман дан Фодио
Осма́н дан Фо́дио (араб. عثمان دان فوديو; Усман ибн Фуди, араб. عثمان بن فودي) (15.12.1754, Гобир – 20.4.1817, Сокото), религиозно-политический деятель Западной Африки, шеху (шейх), создатель халифата Сокото, просветитель и литератор. Из семьи коранического учителя аристократического рода фульбе. Изучив Коран под руководством отца, стал странствующим учеником, постигал мусульманское богословие, арабский язык и культуру. Совершил хадж. Завершил образование в туарегском г. Агадес (ныне в Нигере), где познакомился с идеями ваххабизма. Примкнул к суфийскому ордену Кадирийя. В середине 1770-х гг. начал преподавать богословие и выступать с проповедями в государствах хауса. Благодаря глубоким познаниям, ораторскому мастерству, благочестию и личной скромности быстро стал самым авторитетным улемом Гобира. В 1780-х гг. из учеников и приверженцев создал религиозную общину, превратившуюся в центр религиозно-политической оппозиции хаусанским правителям Гобира (сарки, мн. ч. саракуна). Осман дан Фодио разработал идеологию движения за создание теократического государства в соответствии с нормами ортодоксального ислама. Он называл саракуна «неверными» (большинство населения государств хауса придерживалось традиционных верований, лишь внешне соблюдая исламскую обрядность), обвинял их в сохранении языческих обрядов, введении нешариатских налогов и наказаний, принудительном наборе в армию, коррупции, неправедном образе жизни, настаивал на соблюдении предписанных Кораном и Сунной заповедей. В 1804 г. поднял восстание, в результате которого в Центральном Судане возник халифат Сокото. Осман дан Фодио стал светским и религиозным главой халифата, был удостоен титулов халифа и амир аль-муминина (повелитель правоверных). В 1812 г. он разделил халифат на восточную и западную части. Официально оставаясь халифом, передал управление своим визирям – брату Абдуллахи и сыну Мухамаду Белло. Вёл уединённый образ жизни, посвятив себя изучению трактатов мусульманских теологов и литературному труду. Осману дан Фодио (вместе с сыном и братом) приписывают несколько сотен сочинений на религиозные и светские темы в прозе и поэтической форме, написанных на арабском языке и на фула и хауса языках.