#Исламизация АфрикиИсламизация АфрикиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИсламизация АфрикиИсламизация АфрикиНайденo 5 статейДвиженияДвижения МайтацинеМайтаци́не, радикальное военизированное исламистское движение на севере Нигерии в первой половины 1980-х гг. Получило название по прозвищу его основателя Мохаммеда Марвы; имело черты махдистской (мессианской) секты, опиралось на экстремистские шиитские группы. Не признавало светский характер нигерийского государства, выступало за «чистоту ислама» и против существующего порядка вещей. Участники движения организовали несколько крупных акций протеста: в штатах Кано (1980), Кадуна (1982), Йола (1984) и Баучи (1985). Религиозные бунты под эгидой Майтацине стали первой манифестацией исламского фундаментализма в Нигерии.Восстания Восстание Османа дан ФодиоВосста́ние Осма́на дан Фо́дио, восстание фульбе и присоединившихся к ним хауса против правителей государств хауса на территории северных районов современной Нигерии. Проходило в 1804–1808 гг. под руководством шейха Османа дан Фодио. Имело форму джихада. Завершилось покорением государств хауса и созданием на завоёванных территориях халифата Сокото.Исторические государства Сокото (халифат)Соко́то, халифат (султанат) в бассейне Нижнего Нигера в начале 19 – начале 20 вв. Создан в ходе восстания народа фульбе под руководством Османа дан Фодио против правителей хаусанских государств. В состав Сокото к концу 1820-х гг. вошли государства Кано, Кацина, часть Дауры и Зарии, Илорин, Нупе, Адамауа и другие, столицей стал г. Сокото. Халифат завоёван Великобританией в результате Сокото-английской войны 1903 г., включён в протекторат Северная Нигерия, в 1914 г. – в состав британской колонии Нигерия. В качестве реликтовых политический образований эмираты Сокото сохранились в современной Нигерии (см. Эмираты Северной Нигерии).Религиозные деятели Осман дан ФодиоОсма́н дан Фо́дио (1754–1817), религиозно-политический деятель Западной Африки, шеху (шейх), создатель халифата Сокото, просветитель и литератор. В середине 1770-х гг. начал преподавать богословие и выступать с проповедями в государствах хауса. В 1780-х гг. из учеников и приверженцев создал религиозную общину, превратившуюся в центр религиозно-политической оппозиции хаусанским правителям; разработал идеологию движения за создание теократического государства в соответствии с нормами ортодоксального ислама. В 1804 г. поднял восстание, в результате которого в Центральном Судане возник халифат Сокото. Стал светским и религиозным главой халифата, был удостоен титулов халифа и амир аль-муминина (повелитель правоверных). Позднее, официально оставаясь халифом, передал управление своим визирям – брату Абдуллахи и сыну Мухамаду Белло. Вёл уединённый образ жизни, посвятив себя изучению трактатов мусульманских теологов и литературному труду.Лидеры неформальных сообществ Марва МохаммедМа́рва Моха́ммед (англ. Mohammed Marwa) (1920–1980), лидер радикального исламистского движения Майтацине. Примерно в 1945 г., после получения образования, переехал в г. Кано (Нигерия), стал известен благодаря своими противоречивым проповедям о Коране. Был отправлен британскими колониальными властями в ссылку, но после обретения Нигерией независимости (1960) вернулся в Кано. В начале 1970-х гг. совершил хадж в Мекку. Опирался на широко распространённые в Западной Африке идеи махдизма, предполагавшие появление потомка пророка Мухаммеда, который установит справедливый порядок вещей. Считал себя нигерийским муджаддидом, т. е. реформатором ислама, идущим по стопам Османа дан Фодио – основателя халифата Сокото (1809). В 1975 г. был арестован за публичные оскорбления правительства, но вскоре освобождён. Умер от ран, полученных в столкновениях с нигерийской армией, или сердечного приступа.