Оптическое зеркало
Опти́ческое зе́ркало, оптический элемент, обладающий полированной поверхностью правильной формы, способной отражать свет с соблюдением равенства углов падения и отражения, и образующий оптические изображения предметов (в том числе источников света). Отражающий слой зеркала обычно выполнен из металла (серебра, золота и др.) или диэлектрика и имеет шероховатости размером не более сотых долей длины волны света. Отражающее покрытие диэлектрических зеркал образовано чередующимися тонкими слоями прозрачных диэлектриков. Действие диэлектрического зеркала основано на явлении интерференции света, возникающей в тонких слоях (см. в статье Оптика тонких слоёв). Вследствие этого диэлектрические зеркала отражают свет в узком спектральном диапазоне.
Наиболее широко используются плоские оптические зеркала, однако в оптических системах применяются выпуклые и вогнутые зеркала со сферической, цилиндрической и параболоидальной отражающей поверхностью. Качество оптического зеркала тем выше, чем ближе его форма к математически правильной. Плоские оптические зеркала дают безаберрационные мнимые изображения. Неплоские оптические зеркала обладают всеми аберрациями, кроме хроматической (см. в статье Аберрации оптических систем).
Положение изображения, даваемого оптическим зеркалом, можно получить из законов геометрической оптики. Если отражающая поверхность обладает осью симметрии, то положение предмета и его изображения связаны с радиусом кривизны у вершины зеркала (рисунок 1) соотношением: , где – расстояние от вершины до точки , где расположен предмет высотой , – расстояние до изображения высотой в точке . Эта формула строго выполняется в случае бесконечно малых углов, образуемых световыми лучами с осью оптического зеркала, однако она является хорошим приближением и при конечных, но достаточно малых углах. Бесконечно малый отрезок прямой длиной , перпендикулярной оси, изображается отрезком прямой , также перпендикулярным оси, причём . Если предмет находится на бесконечно большом расстоянии, то равно фокусному расстоянию оптического зеркала: . Фокальная плоскость расположена на расстоянии от вершины зеркала.
Оптическое зеркало должно иметь высокий коэффициент отражения. Большими коэффициентами отражения обладают металлические поверхности: алюминиевые в УФ, видимом и ИК диапазонах, серебряные – в видимом и ИК диапазонах, золотые – в ИК области спектра. Отражение от любого металла сильно зависит от длины волны света: с её увеличением коэффициент отражения возрастает для некоторых металлов до 99 % и более. Коэффициент отражения у диэлектриков значительно меньше, чем у металлов; например, стекло с показателем преломления отражает всего 4 % света. Однако, используя интерференцию света в многослойных комбинациях прозрачных диэлектриков, можно получить отражающие поверхности (в относительно узкой области спектра) с коэффициентом отражения более 99 % не только в видимом диапазоне, но и в УФ, что невозможно с металлическими поверхностями.
Оптические зеркала применяются в астрономических телескопах, монохроматорах, в оптических резонаторах лазеров и других приборах. В прожекторах и зеркально-линзовых оптических системах применяют также оптические зеркала, представляющие собой линзы, задняя сторона которых является отражающей.
Наиболее распространённый способ изготовления оптических зеркал – нанесение отражающих металлических или диэлектрических покрытий на полированную стеклянную поверхность катодным распылением или испарением в вакууме. В конце 20 в. разработаны способы изготовления больших параболоидальных зеркал (для телескопов) из отдельных малых зеркал, положение которых автоматически регулируется так, чтобы отражённый ими свет звезды собирался в одну точку (см. в статье Адаптивная оптика). Это позволяет в значительной степени компенсировать искажения, создаваемые турбулентной атмосферой.
Историческая справка
Бронзовые диски, возможно выполнявшие роль зеркала, известны с рубежа энеолита и бронзового века (могильник Сузы I; Иран, конец 5-го тыс. до н. э.) и в раннем бронзовом веке (например, в майкопской культуре на Кавказе). Несомненные зеркала, имеющие ручки, найдены в погребениях 3-го тыс. до н. э. из Анатолии (Аладжа-Хююк и др.). С позднего бронзового века зеркала получили распространение во многих культурах Евразии (особое значение зеркал отмечено у этрусков, в культурах «скифо-сибирского мира», у сарматов, аланов и др.). В Китае зеркала известны с 12–11 вв. до н. э., возможно, они заимствованы у южно-сибирских культур, но массовое распространение получили с периода Борющихся царств (453/403–221 до н. э.). Китайские зеркала эпохи Западная Хань и их имитации были предметом экспорта, достигавшего Европы и оказавшего влияние на ряд типов зеркал римского времени и раннего Средневековья. В Мезоамерике были известны зеркала из антрацита.
Стеклянные зеркала на серебряной или золотой фольге известны в Римской империи с 1 в. В 1516 г. в Венеции создана технология изготовления больших зеркал из цельного стекла. С 16 в. в Западной Европе стала распространяться оловянная амальгама, в 17 в. появились стеклянные зеркала, изготовленные литьём. В 1665 г. в Сент-Антуанском предместье Парижа основана фабрика зеркал.
Свойство зеркал «удваивать» реальность определяет его символическую и магическую роль в традиционных культурах. Зеркало обычно связывается с потусторонним миром: оно используется в погребальном обряде (в том числе как погребальный инвентарь) и гаданиях, выступает в ритуалах, связанных со смертью (закрытие зеркал в доме покойника; разбитые зеркала в могилах и др.). Зеркало воспринимается, с одной стороны, как опасный предмет (так, распространены запреты на контакт с зеркалами беременных женщин, детей и др.), с другой, подобно другим металлическим и блестящим предметам, – как оберег.
В мифах отражение в зеркалах (или заменяющей его блестящей поверхности) – один из способов для героя избежать вредоносного магического влияния (например, борьба Персея с горгоной Медузой). Зеркало считается одной из восьми драгоценностей созерцания в северном буддизме, одним из трёх священных символов японских императоров. Иллюзионистическая способность зеркала создавать «реальность в реальности» используется в европейской живописи с 15 в. («Портрет четы Арнольфини» Я. ван Эйка и др.). Зеркало как средство попадания героя в «иной мир» («Зазеркалье») – один из важнейших фантастических мотивов в европейской литературе.