Общество ремиссии
О́бщество реми́ссии, термин, введённый канадским социологом А. Франком для описания людей, имеющих хронические проблемы со здоровьем, но продолжающих эффективно исполнять свои функции в повседневной жизни благодаря применению современных медицинских технологий. Представители общества ремиссии не могут считаться ни «больными», ни «здоровыми», поскольку по итогам полученного лечения они часто не способны достичь состояния полного выздоровления. Описание общества ремиссии впервые предложено в работе «По воле тела: размышления о болезни» (1991), а затем развито в книге «Раненый рассказчик: тело, болезнь и этика» (1995).
Общество ремиссии является порождением медицины эпохи модерна, которая пришла на смену медицине более ранней эпохи, не способной помочь большинству своих пациентов. Прогресс медицинских знаний и технологий позволил существенно увеличить число выздоравливающих людей, превратив больницу из места для умирания в эффективную машину лечения. Социальным последствием прогресса современной медицины стало деление общества на «мир здоровых» и «мир больных» и появление у «больных» социально значимых ролей и обязанностей – быть ответственным за своё здоровье и стремиться к выздоровлению. Эта новая социальная ситуация впервые была зафиксирована Т. Парсонсом в его концепции роли больного, однако, согласно Франку, она перестала быть актуальной, когда вместо острых инфекционных заболеваний главными угрозами для здоровья стали хронические болезни, а также увеличилось количество людей, живущих с инвалидностью, постоянно использующих протезы и состоящих на медицинском учёте. Развивая идею С. Зонтаг о болезни как путешествии, Франк говорит о невозможности причислить представителей общества ремиссии ни к миру здоровых, ни к миру больных. Люди, пережившие рак, пациенты с хроническими заболеваниями сердца, диабетики, инвалиды, лица, использующие электрокардиостимуляторы, и другие представители общества ремиссии обладают «открытой визой» в оба этих мира, и при этом в ходе периодических медицинских осмотров врачи принимают решение о продлении этой визы, т. е., фактически, решение о том, наступило ли полное выздоровление или нет. Жизнь в обществе ремиссии – это эмоционально драматичный транзит, исход которого не всегда предсказуем. В процессе этого транзита «одни сгорят, а другие победят» (Frank. 1991. P. 142).
Являясь порождением медицины эпохи модерна, общество ремиссии, в свою очередь, способствует появлению людей с постмодернистским самосознанием. Они воспринимают себя как вынужденных постоянно пересекать границу между хорошим и плохим состоянием здоровья. При этом медицина модерна лишает их права голоса, которым были наделены пациенты врачей в более ранние эпохи. Реакцией на засилье медицинских историй в духе модерна является появление нарративов болезни – историй, которые представители общества ремиссии рассказывают уже не врачам, а друг другу. В этих рассказах нет места врачам и медицине, но описывается повседневное существование самих пациентов, их опыт болезни. Франк называет мышление представителей общества ремиссии не только постмодернистским, но и постколониальным, поскольку в историях, которые они рассказывают, звучит явный протест против колонизаторских претензий современной медицины и редукции человека к статусу пациента, который перестаёт быть личностью и низводится до состояния тела.