Роль больного
Роль больно́го, социологическая концепция, характеризующая социальную роль, которую исполняет заболевший индивид. Предполагает принятие на себя определённых социальных обязательств (выполнять рекомендации врача, принимать лекарства, оставаться на домашней изоляции, придерживаться постельного режима) и связана с получением выгод. Концепция впервые была разработана Т. Парсонсом в начале 1950-х гг. и включает следующие элементы (Parsons. 1951. P. 439–447):
освобождение от социальных обязанностей (в период болезни больной освобождается от обычных социальных обязанностей, например от необходимости работать или посещать занятия в школе);
освобождение от ответственности за свою болезнь (больной не считается виновным в том, что он болен);
необходимость получения медицинской помощи (поскольку болезнь является разновидностью социальной девиации и социально нежелательна, больной должен стремиться к получению компетентной профессиональной помощи);
соблюдение медицинских предписаний (ожидается, что человек в роли больного будет подчиняться режиму, предписанному врачом).
Согласно Парсонсу, роль больного призвана поддерживать сплочённость общества, поскольку, позволяя больному исполнять свою роль, общество демонстрирует способность проявлять заботу о тех, кто нуждается в помощи и временном исключении из привычного порядка жизни. Те, кто болен, обладают привилегией приостановить свои повседневные дела для того, чтобы восстановить здоровье и ускорить возвращение в социальную систему с её раскладом ролей и обязанностей. Легитимацию роли больного могут осуществлять только врачи, поскольку в современном обществе именно они обладают профессиональной монополией на знание о болезни, её причинах и способах её лечения.
С 1970-х гг. эту концепцию стали считать ограниченной, поскольку она отсылает к контексту американской культуры и делает акцент на ситуации пациента, страдающего от непродолжительного по времени острого инфекционного заболевания. Поэтому теория Парсонса, во-первых, оказалась слабо применимой к ситуации с хроническими болезнями, когда шансы на выздоровление неопределённы, а также к ситуациям с психическими расстройствами и венерическими болезнями, в отношении которых не действует принцип освобождения от ответственности. Во-вторых, исследователи, изучавшие вопрос о роли больного в других обществах (Segall. 1976; Foster. 1978; Winkelman. 2009), пришли к выводу, что условия болезни диктуют разные модели поведения, которые могут существенно отличаться от тех, что описал Парсонс. Так, например, в Мексике мужчина или женщина традиционно считаются ответственными за свою болезнь и несут всё бремя вины за свою неспособность исполнять повседневные обязанности: больной не освобождается от своих дел и вынужден выполнять их даже при плохом самочувствии. Мексиканские мужчины, традиционно ориентируясь на избыточно брутальные культурные образцы, стремятся быть мужественными и несгибаемыми при любых обстоятельствах. В свою очередь, мексиканские женщины ориентируются на модель поведения, связанную с образом Девы Марии (марианизм), которая требует от них заботиться о своей семье, муже и детях в любых ситуациях (Winkelman. 2009. P. 66).
Критическое переосмысление парсоновской концепции роли больного привело к следующим выводам:
роль больного не всегда сводится к роли пациента, которая содержательно более узкая, чем роль больного; не все больные имеют статус пациентов, в том числе по причинам недоступности профессиональной медицинской помощи;
вследствие процесса медикализации всё больше состояний считаются требующими медицинского наблюдения и вмешательства (беременность, инвалидность, злоупотребление алкоголем, косметические дефекты), однако они не влекут за собой освобождения от привычных социальных обязанностей;
применительно к контексту медицинской практики социальная роль больного существенно отличается от аналогичной в контексте психиатрического лечения;
предложенная Парсонсом модель взаимоотношений врача и больного способствует утверждению патерналистской модели медицинской практики, тогда как и ныне имеется всё больше доводов в пользу модели, основанной на их сотрудничестве;
описанная Парсонсом концепция исключает возможность конфликта между врачами и пациентами, тогда как на практике такие конфликты имеют место – как по причине различия между их объяснительными моделями болезни, так и по причине отсутствия взаимного доверия;
роль больного иногда берут на себя те, кто желает избавиться от бремени социальных обязательств и умышленно симулирует болезнь.
Концепция роли больного тесно связана с дискуссиями о социальной роли самой болезни, в которых отмечается, что болезнь на время освобождает от непереносимого социального давления, позволяет измерить личные неудачи и может быть использована, чтобы привлечь внимание; при этом госпитализация может восприниматься как «каникулы», но болезнь может использоваться и как средство социального контроля, и как средство искупления грехов.
Кроме того, она связана с исследованиями об опыте болезни и представлениями о социальных стадиях развития болезни, которых обычно выделяют пять: первоначальный опыт (решение, что нечто происходит не так); признание болезни и роли больного (решение, что некто болен и нуждается в профессиональной помощи); стадия контакта с доктором (решение искать профессиональную медицинскую помощь); стадия пациентской зависимости (решение перепоручить контроль врачу, принять назначенное им лечение и следовать ему); стадия выздоровления или реабилитации (решение отказаться от роли пациента) (Foster. 1978. P. 145–162).