Норберт Ксантенский
Но́рберт Кса́нтенский (Норберт из Ксантена; лат. Norbertus) (1080 или 1085, Ксантен, ныне земля Северный Рейн – Вестфалия, Германия, по другим данным, Геннеп, ныне провинция Лимбург, Нидерланды – 6.6.1134, Магдебург), церковный деятель, архиепископ Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов, святой Римско-католической церкви.
Норберт был одной из центральных фигур в религиозно-политической жизни Западной Европы 1-й трети 12 в. Сведения о его жизни сохранились во многих источниках, из которых основными являются два его Жития на латинском языке: первое («Житие А») было написано германоязычным автором, не принадлежавшим к числу учеников Норберта, но, возможно, служившим в архиепископской канцелярии Магдебурга, между 1145 и 1161–1164 гг.; второе («Житие Б») составлено между 1152 и 1161–1164 гг. его франкоговорящим учеником, видимо, по заказу ордена премонстрантов для официального поминовения Норберта как святого.
Норберт происходил из знатной семьи, сын графа Хериберта Геннепского (ум. около 1119) и его жены Хадевиги. В 1089 г. Норберт был записан в число каноников соборного капитула церкви Святого Виктора в Ксантене. Позже воспитывался при дворе Кёльнского архиепископа Фридриха I (на кафедре в 1100–1131), стал каноником кёльнского соборного капитула и субдиаконом. Как родственник императора Генриха V, Норберт был принят при дворе и стал капелланом. Однако очень рано проявилась его приверженность принципам григорианской реформы. В 1111 г. он принял сторону папы Римского Пасхалия II в конфликте с императором, а потом отказался стать епископом Камбре (на чём настаивал император), чтобы избежать процедуры светской инвеституры. После того как на церковном соборе в Кёльне 19 апреля 1115 г. папский легат Куно (Конон), кардинал-епископ Палестрины, отлучил императора от Церкви, Норберт покинул императорский дворец и вернулся в Ксантен.
Согласно житийной традиции, в мае 1115 г. по дороге в город Фреден (к северо-востоку от Ксантена) Норберт от удара молнии упал с лошади и услышал голос: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (парафраз Пс 33:15). Он вернулся домой и в знак покаяния возложил на себя власяницу, которую стал носить под одеждой. Затем он отправился для наставления в духовной жизни к Куно (Конону, также упоминается как Конрад), аббату монастыря Зигбург (в 1105–1126), позже ставшему епископом Регенсбургским (на кафедре в 1126–1132). В монастыре Норберт усердно занимался изучением Священного Писания. Накануне Рождества Христова в 1115 г. по просьбе Норберта Кёльнский архиепископ Фридрих I в один и тот же день рукоположил его во диакона и во пресвитера. Это было нарушением церковных канонов, но Норберт получил диспенсацию. Затем он провёл 40 дней в затворе в Зигбурге. Вернувшись в Ксантен, Норберт решил приступить к реформированию капитула церкви Святого Виктора. Он потребовал, чтобы каноники исполняли постановления Ахенского собора 816 г. Согласно «Житию А», Норберт провёл 2 года в уединении в родовой церкви в Фюрстенберге, а проповедь апостольского образа жизни в бедности начал в 1117 г. Однако в 1118 г. каноники Ксантена пожаловались на него своему епископу и папе Римскому. Они обвинили Норберта в принятии сана с нарушением правил, в сохранении имущества, а также в том, что он не приносил обетов ни в одной из монашеских конгрегаций, а потому не имел права призывать других к аскетическим подвигам. Норберт не был осуждён, но решил покинуть Ксантен. Он продал своё имущество, раздав деньги бедным, права на родовую церковь в Фюрстенберге передал монастырю Зигбург. Себе оставил мула, 20 серебряных слитков, богослужебные книги и переносной алтарь для совершения мессы. Вместе с 2 учениками отправился в город Юи (между Намюром и Льежем, ныне Бельгия), где избавился от оставшегося имущества (кроме алтаря и Псалтыри). Даже в холодное время года Норберт ходил босой и в лёгкой одежде. В ноябре 1118 г. он отправился к папе Римскому Геласию II, находившемуся в то время в Аквитании из-за конфликта с императором Генрихом V. Норберт получил отпущение грехов за канонические нарушения при рукоположении, а также право проповедовать повсеместно. После этого Норберт начал вести жизнь странствующего проповедника. Согласно житийной традиции он изгонял нечистых духов, исцелял больных и примирял враждовавших.
Между 1115 и 1124 гг. Норберт вступил в спор с монахом-бенедиктинцем Рупертом Дойцским. Главной темой полемики был вопрос, могут ли монахи проповедовать и публично учить в Церкви или основная цель монашества – покаяние и оплакивание собственных грехов. По сути, спор шёл о том, что выше – монашество или священство. Поскольку у Норберта и Руперта Дойцского был общий покровитель Куно, аббат монастыря Зигбург, на первых встречах они вели себя весьма благожелательно по отношению друг к другу. Однако, как сообщает Руперт, однажды Норберт попросил у него для изучения написанный им трактат «О божественных службах», который ещё не был обнародован. Спустя несколько дней Норберт вернул его, ни о чём не спрашивая, а потом начал прилюдно обвинять Руперта в ереси.
После смерти папы Геласия II Норберт участвовал в заседаниях церковного собора в Реймсе (октябрь 1119). Его участники уговаривали Норберта умерить аскетические подвиги, но тот не согласился. В 1120 г. он получил у епископа Варфоломея Ланского разрешение основать общину в местности Премонтре (лат. Praemonstratus, или Pratum monstratum; ныне департамент Эн, Франция). Там находилась маленькая церковь Иоанна Крестителя, принадлежавшая бенедиктинскому аббатству Святого Викентия (Сен-Венсан) в Лане, но пребывавшая в запустении. Для новой общины Норберт сначала хотел ввести обычаи цистерцианцев, однако затем выбрал устав блаженного Августина, которому следовали регулярные каноники. 28 июня 1124 г. легаты папы Римского Каликста II утвердили новый орден (соответствующая булла была получена от папы Гонория II 16 февраля 1126). Вероятно, в 1124 г. Норберта пригласили в город Антверпен бороться с ересью некоего Танхельма, отрицавшего учение о пресуществлении Даров в таинстве евхаристии. После проповеди, которая имела успех, Норберт получил прозвище «антверпенский апостол». Впоследствии в католической традиции Норберт почитался как «апостол Евхаристии», поскольку ежедневно совершал мессу, даже во время странствований.
18 июля 1126 г. на церковном соборе в Шпайере под председательством короля Лотаря II Норберт был избран архиепископом Магдебурга. 25 июля того же года состоялась его ординация, и Норберт получил паллий от папы Гонория II. В Магдебург Норберт вошёл босой и в рубище. Первыми деяниями нового архиепископа стали учёт доходов диоцеза и реформа капитула (Норберт требовал от каноников строгого соблюдения целибата). При этом ордену премонстрантов отошли 6 приходов в городе и 14 – в Магдебургском архиепископстве. Наибольшее недовольство вызвало решение Норберта заменить премонстрантами каноников коллегиальной церкви Девы Марии. В 1129 г. архиепископ пережил 2 покушения. Поводом для открытого столкновения архиепископа с недовольными членами капитула и поддержавшими их горожанами стало решение Норберта заново освятить кафедральный собор. Из-за всеобщего недовольства переосвящение было проведено тайно ночью. После того как об этом стало известно, в городе вспыхнуло восстание. Норберт укрылся в башне, которую осадила толпа восставших горожан. Ему удалось бежать в монастырь Петерсберг, а на Магдебург он наложил интердикт. Через 6 недель горожанам пришлось пойти на примирение с архиепископом, и они принесли покаяние. На церковном соборе в Реймсе (1131) Норберт получил грамоту от папы Римского о замене соборного капитула Магдебурга общиной премонстрантов.
Норберт участвовал в организации военного похода под командованием короля Лотаря III против племенного союза лютичей. Они были разбиты, их сакральный центр Ретра с храмом Сварожича разрушен. Когда в 1130 г. в Риме началась схизма из-за выборов нового папы, Норберт вместе с Бернардом Клервоским (1090–1153) и архиепископом Конрадом I Зальцбургским (на кафедре в 1106–1147) занял сторону папы Иннокентия II, хотя прежде дружил с его соперником кардиналом Пьетро Пьерлеони (антипапа Анаклет II). Некоторое время Норберт исполнял обязанности имперского канцлера Италии, но впоследствии отказался от этой должности. Ему удалось организовать императорскую коронацию Лотаря III в Риме (4 июня 1133). За помощь в налаживании отношений между папой Римским и императором Норберт добился от папы Иннокентия II буллы, подчинявшей Магдебургу епископов Польши и Померании.
После возвращения из Италии Норберт тяжело заболел и через 4 месяца скончался. Погребён 11 июня в церкви аббатства Девы Марии в Магдебурге.
Мнения современников о Норберте разделились. Так, Бернард Клервоский восхищался Норбертом и считал его человеком высокой духовности, способным проникать в божественные тайны. Однако, по мнению Петра Абеляра, враждовавшего с Бернардом и Норбертом, религиозность основателя ордена премонстрантов была фальшивой, а совершавшиеся им чудеса – ложными (в частности, Абеляр рассказывал случай о том, как Норберт и один из его учеников пытались воскресить своими молитвами умершего, но у них ничего не получилось, при этом в своей неудаче они обвинили маловерную толпу).
Среди премонстрантов Норберт начал почитаться как святой вскоре после смерти, но его официальная канонизация состоялась только в 1582 г. В 1626–1627 гг. его мощи были перенесены богемскими (чешскими) премонстрантами из ставшего лютеранским Магдебурга в Страговский монастырь в Праге (в 1-й трети 18 в. возникли сомнения, что была вскрыта могила именно Норберта, а не другого магдебургского архиепископа).