Нойч Эрик
Нойч Э́рик (Erik Neutsch) (21.6.1931, Шёнебекк, ныне земля Саксония-Анхальт – 20.8.2013, Галле, земля Саксония-Анхальт), немецкий писатель.
Родился в семье рабочих. После окончания школы в 1949 г. вступил в Социалистическую единую партию Германии и Союз свободной немецкой молодёжи. В 1950–1953 гг. изучал общественные науки, философию и журналистику в Лейпцигском университете. Получив диплом журналиста (1953), до 1960 г. работал в отделе экономики и культуры газеты Die Freiheit («Свобода») в Галле; затем жил на заработки от писательства.
Ранние рассказы посвящены теме труда: «Дождливая история» («Die Regengeschichte», 1960) – о противостоянии молодого директора завода и рабочих; «Вторая встреча» («Die zweite Begegnung», 1961) – о создании сельскохозяйственного кооператива крестьянами; сборник «Биттерфельдские истории» («Bitterfelder Geschichten», 1962) – о жизни работников Биттерфельдского электрохимического комбината. Сочинения Нойча следовали линии партии и воплощали принципы социалистического реализма, однако, обращаясь к социальным проблемам Германской Демократической Республики (ГДР), писатель стремился показать не идеальный, а реально существующий социализм.
Значительный успех принёс роман «След камней» («Spur der Steine», 1964), повествующий о строительстве крупного химического комбината в промышленном треугольнике – районе между городами Галле, Шкопау и Лойна в Центральной Германии. Комбинат становится своеобразным «плавильным котлом», в котором смешиваются социальные противоречия между людьми разного происхождения и политических убеждений. Снятый по произведению одноимённый фильм (1966, режиссёр Ф. Байер; приз Международной ассоциации кинокритиков Берлинского кинофестиваля, 1990) вскоре после премьеры был запрещён к показу в ГДР как антисоциалистический.
Проблема взаимосвязи между развитием общества и формированием личности раскрывается в пьесе «Кожа или рубашка» («Haut oder Hemd», 1971; постановка «Ландестеатр», Галле, 1971).
Разные стороны социальной и производственной жизни ГДР Нойч рассматривал в сборнике рассказов «Другие и я» («Die Anderen und ich», 1970), описывая конфликтные ситуации и их преодоление в процессе развития социалистического общества.
Либретто оперы «Карин Ленц» («Karin Lenz», 1971; композитор Г. Кохан, 1971) написано Нойчем на основе реального судебного процесса, проходившего в Галле в 1964 г. над женщиной, которая в конце Второй мировой войны 1939–1945 гг., поверив речам П. Й. Геббельса о Судном дне, убила своего ребёнка и пыталась покончить с собой. Не в силах справиться с чувством вины, героиня предстаёт перед судом, требуя приговора для себя.
Роман «В поисках Гатта» («Auf der Suche nach Gatt», 1973; русский перевод 1981), посвящённый проблеме доверия человека к своему окружению, перекликается с романом Анны Зегерс «Доверие» (1968). Воссоздавая события с точки зрения разных персонажей, автор показал, как сознательный рабочий приходит к жизненному кризису, исследовал его личные и социальные причины. Заглавный герой – журналист, который сражается с классовым противником, но постепенно теряет меру в этой борьбе. Проявляя враждебную подозрительность к людям непролетарского происхождения, он лишается работы, отрекается от жены, но в финале, несмотря на все трудности, находит силы признать свои ошибки и осознать доверие к людям как высшую нравственную ценность.
Самое масштабное сочинение – цикл романов об истории ГДР «Мир на Востоке» («Der Friede im Osten»). Из задуманных шести книг создано пять (пятая вышла через полгода после смерти автора): «На реке» («Am Fluß», 1974), «Бурная весна» («Frühling mit Gewalt», 1978), «Когда гаснут огни» («Wenn Feuer verlöschen», 1985; русский перевод 1989), «У границы» («Nahe der Grenze», 1987), «Последняя книга» («Letztes Buch», 2014). Нойч повествует о судьбе молодого учёного, а затем журналиста А. Штайнхауэра и его друзей, описывает становление личности при социализме, прослеживает взаимосвязи между социально-политической ситуацией в стране и возможностями творческого развития человека. Суть конфликтов и ход сюжетной линии определяются участием или неучастием героев в строительстве социализма и тем, как каждый из них воспринимает социалистическую мораль и проблемы своего времени.
В новелле «Два пустых стула» («Zwei leere Stühle», 1979) критиковал поверхностное отношение к воспитанию молодёжи.
В романе «Убийство» («Totschlag», 1994) затронуты нерешённые экономические проблемы ГДР и их последствия, проявившиеся в объединённой Германии: рабочий Манфред Гютляйн стреляет в городского чиновника из опасений за своё существование и за дом, который построил с огромными усилиями. Пойти на экстремальный шаг – стрельбу в зале заседаний городского совета – Гютляйна заставили слова чиновника о необходимости изъятия земли из частной собственности. Изображённые в романе события напрямую связаны с объединением Германии и неравной экономической ситуацией в разных регионах страны.
Последние крупные произведения – сборник автобиографических эссе «Сумерки» («Verdämmerung») и роман о М. Грюневальде «После великого восстания» («Nach dem großen Aufstand»; оба – 2003).
Автор повестей для детей и юношества «Олаф и жёлтая птица» («Olaf und der gelbe Vogel», 1972), «Про маленького гуся, который не хотел учиться летать» («Vom Gänslein, das nicht fliegen lernen wollte», 1995).
Среди других сочинений – историко-биографическая повесть «Форстер в Париже» («Fortser in Paris», 1978; русский перевод 1983), посвящённая жизни и деятельности И. Г. А. Форстера.
Член Союза писателей ГДР (1960), Союза немецких писателей (1990); действительный член Академии художеств ГДР (1974).
Литературная премия Объединения свободных немецких профсоюзов (1961, 1962); Национальная премия ГДР (1964, 1981); премия Генриха Манна (1971).
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (1974, ГДР), «Знамя труда» (1984, ГДР).