Ниматалахийа
Ниматалахи́йа (ниматуллахийа, ниматалахийя, ниматалахия; араб. نعمتللاهية), иранское суфийское братство, возникшее в 14 в. Эпоним – Ниматуллах Нур ад-Дин ибн Абдаллах Вали – родился в г. Халеб (Алеппо, Сирия). Был потомком шестого шиитского имама Исмаила. Ниматуллах учился у известного йеменского суфия Абдаллы ибн Асада аль-Йафии (ум. 1367), последователя братства шазилийа, к кружку которого присоединился в Мекке. После смерти наставника в 1367 г. много путешествовал. Жил среди странствующих дервишей на горе Мукаттам, где, вероятно, познакомился с учением каландаров. Посетил обитель шейха Сафи ад-Дина, основателя братства сафавийа в Ардебиле. Некоторое время проповедовал тюркским кочевникам в Средней Азии, где его учение вызвало неприязнь эмира Тимура. В конце концов он поселился в провинции Керман, где и скончался в правление султана Шахруха. Гробница Ниматуллаха в селении Махан стала сакральным местом для образовавшегося ещё при жизни суфия братства ниматалахийа.
Ниматуллаху приписывают составление 544 трактатов по суфизму. До нас дошёл «Диван» (состоящий из 151 газели), отражающий доктрину единства бытия (вахдат аль-вуджуд) Ибн аль-Араби и около 110 малых произведений, заключающих в себе кораническую экзегезу, толкование трудных мест из наследия Ибн аль-Араби – особенно сочинения «Геммы мудрости» («Фусус аль-хикам»), Фахр ад-Дина Ираки и более ранних шейхов.
Сын и преемник Ниматуллаха – Шах Халилуллах – распространил учение братства в южной части Ирана и в Герате, но из-за недовольства суннитского духовенства вынужден был около 1435 г. переселиться в Декан вместе со многими своими последователями. Постепенно в учении братства усиливались шиитские элементы. Соперником ниматалахийа в борьбе за влияние на умы иранских горожан было крайнее шиитское братство хайдарийа. Между сторонниками обоих братств нередко происходили вооружённые столкновения. Видимо, уже в Кермане произошло сближение ниматалахийа с остатками исмаилитов, группировавшихся в том же районе. Братство поддерживало борьбу династии Сефевидов за власть. В 16 в. ряд её шейхов состояли в брачных узах с сефевидскими принцессами. Шейх Мир Низам ад-Дин в 1512 г. стал главой шиитского духовенства Ирана. При шахе Аббасе I начались гонения на суфийские братства, и большая часть приверженцев ниматалахийа вынуждена была переселиться в Индию. Возрождение братства в Иране связано с проповедью Масум Али Шаха (убит фанатиками-имамитами в 1798). После смерти Махджуб Али Шаха (1823) произошёл раскол ниматалахийа на ряд отдельных общин. Многие шейхи братства погибали при странных обстоятельствах. В результате ниматалахийа стало самым популярным суфийским братством в шиитском Иране. Принадлежать к нему считалось престижным среди феодальной аристократии. С другой стороны, среднее чиновничество и торговцы были членами гунабадийа [ветви ниматалахийа, названной по имени Нур Али Шаха Гунабади (убит в 1918)]. Это позволило ниматалахийа потеснить позиции популярной в то время в Иране шиитской школы шайхийа.
Наиболее распространённой в настоящее время в Иране является ветвь гунабадийа. В Тегеране действует ханака гунабадийа, хотя её члены подверглись преследованиям после исламской революции 1979 г. Одна из ветвей ниматалахийа действует в Англии и США, её возглавлял Джавад Нурбахш (ум. 2008). В ниматалахийе принята наследственная передача духовной власти кутба (араб. قطب, буквально – полюс, высшая ступень суфийской духовной иерархии), им может быть только потомок Шаха Ниматуллаха (каждый из которых носит титул «шах»).
Ниматалахийа возводит свою цепочку (силсила) к Али Талибу через аль-Джунайда и Мааруфа аль-Кархи. Доктрина ордена сочетает учение «трезвости» аль-Джунайда с «опьянением» Баязида Бистами. Путь ниматалахийа состоит из семи этапов (мархалят): принятие (таслим), воздержание (зухд), бедность (факр), удовлетворение (рида), любовь (махабба), растворение в Боге (фана), полнота существования (вафа). Следуя иранской суфийской традиции, Ниматуллах Вали считал состояние фана путешествием в Боге и в силу этого обретением вечности. В его «Диване» прослеживается непосредственное влияние идей Аттара и Руми.
Сам Ниматуллах был суннитом, и ниматалахийа была первоначально суннитским братством, но не позже 17 в. стало шиитским. Активная позиция основателя легла в основу идеологии братства. Идеальным суфием является не тот, кто истязает себя постом и затворничеством, но тот, кто распространяет учение среди различных слоёв общества. Он обязан добывать пропитание собственным трудом, а не сбором милостыни. Это должно сочетаться с идеалом одиночества в толпе (хальват дар анджуман), разработанным ещё течением хваджаган – мыслить о Боге, находясь среди людей. Внешней организации Ниматуллах противопоставлял внутреннюю связь наставника с учеником. Стремясь обрести популярность в различных слоях общества, учение ниматалахийа допускало практику радений (сама) под сопровождение музыкальных инструментов, но без плясок, телодвижений и пения. Братство придерживалось тихого зикра. Практиковался «зикр восхваления» (зикр-и тахлили) – поминание Али и скрытого имама. Посвящение не предусматривало испытательного срока и включало ритуальное очищение и покаяние (тауба), клятву верности (байа) руководителю общины, эпониму и Али перед лицом наставника-руководителя (пир-и далил). После этого посвящённому разъяснялся зикр. Сам Ниматуллах полагал, что член братства не должен носить особой одежды, выделяющей его из толпы, но позже особое одеяние появилось – плащ с длинными рукавами, войлочная накидка и войлочный же высокий колпак из 5 клиньев, позже – из 12.