#Турецкие писателиТурецкие писателиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТурецкие писателиТурецкие писателиНайденo 18 статейСтраны мира. ЛитератураСтраны мира. Литература Турция. ЛитератураЛитерату́ра Ту́рции начала развиваться в 13 в. на территории Малой Азии, входившей в состав Конийского султаната. Первоначально существовала на тюркском (османском) языке, ныне – на турецком языке. В Средние века поэзия развивалась в 2 направлениях – в русле арабо-мусульманской культуры и в русле тюркского фольклора и эпической традиции. В литературе постклассического периода (18 – 1-я половина 19 вв.) происходило сближение этих направлений; обновлялись традиционные жанры. В период новой литературы (середина 19 в. – 1910-е гг.) появился жанр романа (первый роман – «Любовь Талаата и Фитнат» Шемсеттина Сами Фрашери, 1872); в прозе и поэзии зародились романтизм, символизм, натурализм и реализм; реформировался турецкий стих; активно переводилась европейская литература. В литературе отразился идейный раскол общества: движения «восточников» и «западников» (конец 1870-х гг.); после Младотурецкой революции 1908 г. выделились пантюркистское, османистское и национальное направления. В республиканский период развития (с 1920-х гг.) поэзия обновилась и приобрела гражданский характер (Назым Хикмет); в прозе ведущим было направление «социального реализма»; широко распространилась массовая литература. В 1930-е гг. появился модернизм. С конца 1970-х – начала 1980-х гг. турецкая литература активно осваивает постмодернистские техники и стратегии.Литераторы Левенд Агях СыррыЛеве́нд Агя́х Сырры́ (1894–1978), турецкий литературовед, писатель, публицист. Один из организаторов издания турецкой энциклопедии (c 1945). Наиболее значимое произведение – «Уроки по истории литературы» (1932–1938). Нашёл и опубликовал считавшиеся утерянными произведения Наби Юсуфа, Невизаде Атайи, Али Ашик-паши, Субхизаде Фейзи и др. Исследовал творчество Хюсейна Рахми Гюрпынара, Алишера Навои. Автор обобщающего труда «История турецкой литературы» (1973, не окончен), сборника публицистики «Этапы развития и упрощения турецкого языка» (1949).Литераторы Орхан КемальОрха́н Кема́ль (1914–1970), турецкий писатель. В центре большинства произведений – жизнь социальных низов в подчёркнуто будничных обстоятельствах. Для прозы, представленной, в частности, повестями «Отчий дом» (1949), «72-я камера» (1954), романами «Джемиле» (1952), «На урожайных землях» (1954), характерны предельная индивидуализация речевых характеристик, обилие диалектизмов и арготизмов; в ней последовательно реализован принцип «деавторизации», при котором события описаны через восприятие их персонажами.Литераторы Намык КемальНамы́к Кема́ль (1840–1888), турецкий писатель, общественный и политический деятель. В 1865 г. участвовал в создании тайного общества «Новые османы». Первый поэтический сборник («Divan», 1858) принёс ему славу одного из самых одарённых поэтов неоклассической школы. Испытал влияние европейского романтизма. Зрелая лирика примечательна мотивами патриотизма и панисламизма при сохранении классической формы стиха. Автор пьесы «Гюльнихаль» (1875), романов «Предостережение, или Приключения Али-бея» (1876), «Джезми» (1880) и других произведений.Литераторы Назым ХикметНазы́м Хикме́т (1902–1963), турецкий писатель, драматург, общественный деятель. Стремление соединить прозу и поэзию, лирику и публицистику в рамках одного произведения нашло отражение в романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» (1932) и поэме «Письма к Таранта Бабу» (1935) и достигло кульминации в многослойном сочинении «Человеческая панорама» (частично издано в 1952–1960; полностью опубликовано в 1966). Среди других произведений: пьесы «Череп» (1932), «Забытый человек» (1935), «Легенда о любви» (1952), автобиографический роман «Жизнь – хорошая штука, брат» (1967), поэтические сборники.Литераторы Реджаизаде Махмуд ЭкремРеджаизаде́ Махму́д Экре́м (1847–1914), турецкий писатель. Произведениям, написанным в русле сентиментализма, свойственна идеализация простой жизни на лоне природы; их герои – обычные люди. Ввёл в турецкую литературу жанры баллады и романса. Наиболее известны поэтические сборники «Мелодия утренней зари» (1871), «Дар юности» (1873), «Напевы» (в 1883–1885 вышли три одноимённых сборника), «Проклятие» (опубликован в 1916). В романе «Любовь к фаэтонам, или Любовь Бехруз-Бея» (1896–1898) отразилось влияние Намыка Кемаля, друга и учителя Реджаизаде. Переводил европейскую литературу (в том числе французскую и итальянскую). Среди других произведений – курс лекций «Учение о литературе» (1880), положивший начало спору «восточников» и «западников» (лидером последних стал Реджаизаде) о путях развития турецкой культуры.Литераторы Али СабахаттинАли́ Сабахатти́н (Ali Sabahattin) (1907–1948), турецкий писатель. Дебютировал поэтическим сборником «Горы и ветер» («Dağlar ve Rüzgar», 1934), в котором прослеживается влияние гражданской лирики Тевфика Фикрета и западноевропейского романтизма. Лирический герой Али – романтический бунтарь, выше всего ценящий справедливость и свободу (как личную, так и общественную), готовый встать на защиту слабого. В ранней прозе также выведены свободолюбивые, мужественные, гордые и сильные духом люди: сборник новелл «Мельница» («Değirmen», 1935), отразивший мечту писателя об идеале и преклонение перед могуществом высокой самоотверженной любви. Рассказы середины 1930-х – начала 1940-х гг. написаны в русле т. н. социального реализма («Toplumsal Gerçekçilik»). В остросоциальных сборниках «Арба» («Kağnı», 1936), «Голос» («Ses», 1937), «Новый свет» («Yeni Dünya», 1943) отражены тяготы существования крестьян, их борьба с неурожаями, непосильными налогами, самоуправством местных властей, богатыми землевладельцами. Резкая сатира, направленная против буржуазного общества, звучит в рассказах и литературных сказках, вошедших в книгу «Хрустальный дворец» («Sırça Köşk», 1947). В романе «Юсуф из Куюджака» («Kuyucaklı Yusuf», 1937) изображена турецкая провинция, где процветают коррупция, разврат и преступность. Заглавному персонажу, наделённому чертами романтического героя лирики и новелл Али, противопоставлен Салахаттин-бей, потерявший веру в себя, в других людей, в идеалы. Проблема слабости человеческой натуры затронута в романе «Дьявол внутри нас» («İçimizdeki Şeytan», 1939; русский перевод 1955), выразившем антифашистские настроения писателя. Отчуждение как главная трагедия турецкого интеллектуала в модернизирующемся обществе – тема романа «Мадонна в меховом манто» («Kürk Mantolu Madonna», 1943; русский перевод 1982).Литераторы НефиНефи́ [1572(?)–1635], турецкий писатель. Писал на турецком и персидском языках. Прославился панегирическими касыдами, адресатом которых могло стать любое лицо, способное за них заплатить. Один из последних османских поэтов, писавших усложнённым языком: лексика Нефи перегружена заимствованиями и ремесленными арготизмами. Во вступлениях к касыдам мастерски выписаны пейзажи и батальные сцены, в которых для передачи шума битвы использовано звукоподражание. Сатиры, составляющие сборник «Стрелы судьбы» (издан в 1943) и адресованные в том числе крупнейшим сановникам, полны непристойностей и площадной брани, язвительная ирония местами переходит в грубый сарказм. Казнён. По легенде, испросил у палача отсрочку, закончил последнее стихотворение и лишь затем был удушен, а тело его брошено в море.Литераторы Набизаде НазымНабизаде́ Назы́м (Nabizâde Nâzım) (1862–1893), турецкий писатель. Окончил военно-инженерное училище в чине старшего лейтенанта (1884), затем курсы Генерального штаба с присвоением звания капитана. В 1886–1888 гг. преподавал в военных школах математику, фортификацию и топографию. С 1888 г. майор. В 1889 г. прикомандирован к Генеральному штабу (за службу в Сирии в 1890–1891 награждён орденом Меджидие 4-й степени). В литературе дебютировал поэтическим cборником «Я увлёкся» («Heves ettim», 1885). Сотрудничал с различными периодическими изданиями, в том числе с 1891 г. выступал как публицист и переводчик в журнале Servet-i Fünun («Богатство знаний»). Наиболее известны повести «Кара Бибик» («Kara Bibik», 1890) и «Зехра» («Zehra», опубликована в 1896). «Кара Бибик» – история жизни турецкого крестьянина из деревни под Антальей, написанная в русле реализма, – считается предтечей турецкой «деревенской прозы» (середина – 2-я половина 20 в.) Авторское повествование ведётся на литературном турецком языке, персонажи говорят на диалекте; их речь также содержит черты просторечия. «Зехра» – история несчастного брака благородной Зехры и ветреного Субхи. Действие разворачивается в Константинополе (ныне Стамбул) до провозглашения Танзимата. Роковые ошибки, совершённые персонажами под влиянием природных инстинктов, приводят к трагическому финалу. Критика отметила в произведении первые в турецкой литературе попытки психологического обоснования характеров и сюжетных коллизий. Реплики героев насыщены арготизмами и другими элементами речи представителей низов константинопольского общества. Среди других сочинений – стихотворения и сборники рассказов.Литераторы Ильхан АттилаИльха́н Атти́ла (Attilâ İlhan) (1925–2005), турецкий писатель. Дебютировал в середине 1940-х гг. поэтическими сочинениями в жанре дастана. В творчестве сочетал черты гражданской лирики в духе Назыма Хикмета с экзистенциальным индивидуализмом, выраженным в темах смерти, безнадёжности бытия, одиночества: сборники «Диван» («Divan», 1948), «Бульвар голосов» («Sesler Bulvarı», 1954), «Контрабанда дождя» («Yağmur kaçağı», 1955), «Один день из жизни арестанта» («Tutuklunun günlüğü», 1970) и др. В 1953 г. выпустил первый роман – «Человек с улицы» («Sokaktaki Adam», 1953), главный герой которого, отчуждённый от общества и переживающий внутренний конфликт, схож с персонажами Саита Фаика Абасыяныка. Наиболее удачным произведением Ильхана считается роман «Волчья кормушка» («Kurtlar Sofrası», 1963) о турецких нуворишах, которые после Второй мировой войны 1939–1945 гг., прикрываясь демократическими и религиозными лозунгами, оттесняли от власти приверженцев М. К. Ататюрка. Известность приобрёл и цикл «Отражения в зеркале» («Aynanın İçindekiler»), в который вошло пять исторических романов. В романе «Острие ножа» («Bıçağın Ucu», 1973) дан обзор левого движения в Турции до 1960 г. Роман «Доля гиены» («Sırtlan Payı», 1974) охватывает периоды Балканских войн 1912–1913 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг., национально-освободительной борьбы 1921–1922 гг.; в произведении анализируются события, которые привели к военному перевороту 27 мая 1960 г. в Турции. Роман «Незаживающие раны» («Yaraya Tuz Basmak», 1978) посвящён участию турецких солдат в Корейской войне 1950–1953 гг. Роман «Утренний азан в Константинополе» («Dersaadette Sabah Ezanları», 1971) повествует о годах национально-освободительной борьбы. Роман «Мы в той темноте» («Biz O Karanlıkta», 1998) воссоздаёт судьбу левого движения в Турции в 1940-е гг. 12