Научно-исследовательское судно
Нау́чно-иссле́довательское су́дно, морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования водных масс и ресурсов Мирового океана, атмосферы Земли и космического пространства. Подразделяются на универсальные (для комплексных океанологических исследований водных и воздушных масс и морского дна) и специализированные (гидрографические, метеорологические, геолого-разведочные, научно-промысловые и др.). Особую группу научно-исследовательских судов составляют суда, оборудованные для исследования с океанских акваторий верхних слоёв атмосферы и космоса, а также суда космической службы, решающие задачи приёма информации от космических аппаратов и обеспечения радиосвязи с космическими объектами.
Для научно-исследовательских судов характерно наличие значительных площадей открытых палуб для размещения постоянного и сменного научного оборудования. Суда оснащают устройствами для работы с забортной аппаратурой (краны, лебёдки и др.), стабилизаторами качки, мощными средствами связи и радионавигации и т. п. Большинство научно-исследовательских судов строят по специальным проектам в соответствии с предназначением судна. В СССР первым специально оборудованным судном был «Витязь», самым большим и совершенным по техническому оснащению экспедиционным судном космической службы – «Космонавт Юрий Гагарин» (водоизмещение 45 тыс. т), всего насчитывалось свыше 700 судов водоизмещением свыше 500 т. С 1960-х гг. в исследованиях Мирового океана всё большую роль играют подводные аппараты, применяемые для изучения глубоководных организмов, дна шельфовой зоны и сбора образцов геологических пород. В СССР такие работы проводили «Северянка», «Север-1», «Мир», «Аргус»; за рубежом – «Дип Джип», «Элвин», «Алюминаут» и др. (США), «Пайсис» (Канада), «Архимед» (Франция), «Куросио», «Ёмиури» (Япония) и др. Российский флот научно-исследовательских судов насчитывает 75 судов разной специализации и водоизмещения (2011), в том числе в морях работает 17 судов Росгидромета, 16 – РАН. Значительным флотом научно-исследовательских судов владеют Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, США, Франция, Япония и др.